01.01.2017
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКОТДЕЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ
И.А. КузьминА.В. Камкин
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Концепция
1.1. Цели и задачи
Программа исходитиз признания приоритета устойчивых духовно-нравственныхценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.
Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Его стратегической цельюявляется преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума.
Задачи программы:
* развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриоти
ческих и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации;
* установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с соци
альными и экономическими концепциями развития регионов, особенностями их истори
ческого, религиозного, культурного и этнического развития;
* развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участ
ников педагогического процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующие положи
тельную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление отдельного
региона и всей России;
* выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение
содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений,
формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;
*создать систему подготовки, переподготовки и консультирования педагогических
кадров различного уровня (от управленцев до рядовых педагогов), социальных работни
ков, педагогов дополнительного образования, способных к решению поставленных задач.
1.2. Основные направления
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук.Основными направлениямиданной программы являются:
1. Реализация концепции социокультурного подхода к истокам в образовании,на
правленного на развитие личности ребенка, и становление в нем, прежде всего, нравст
венно-духовного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-
нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагоги
ческих технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Социокуль
турный системный подход к истокам в образовании,являясь методологической основой
программы «Социокультурные истоки»,был рассмотрен и получил поддержку в июле
1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной думы. Учебные пособия, ра
бочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного сис
темного подхода,в 2002 году получичи гриф Министерства образования Российской Фе
дерации.
2. Введение во всех звеньях образования учебного курса «Истоки»,призванного вве
сти в содержание современного образования систему новых категорий и понятий духовно-
нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формирование
чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к род
ной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.
Учебный курс «Истоки », разработанный и апробированный в течение двенадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 8 класса основной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 9-11 классов) в тридцати пяти регионах Российской Федерации.
3. Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте»,позволяющей
шаг за шагом прийти к возрождению первоначального контекста ценностей Истоков,а
также способствующей становлению целостной системы обучения и воспитания, объеди
няя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и программы раз
вития каждого образовательного учреждения.
Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана и апробирована длядошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной ивнеклассной работы.
4. Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания,
педагогических технологий, доказавших в течение многих лет свою эффективность и на
правленных на развитие ресурсов личности ученика, учителя и родителей, на формирова
ние мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Роди
ны, региона и всего Отечества.
5. Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой дея
тельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские ду
ховно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры.
6. Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию
усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных ин
ститутов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, рай
она, городского микрорайона).
7. Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного
педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению.
1.3. Реальные и прогнозируемые результаты
Программа «Социокультурные истоки» развивается двенадцать лет. В настоящее время она системно, под руководством региональных органов образования, реализуется в Вологодской, Костромской, Калининградской и Екатеринбургской областях, а также еще в31 регионе России в рамках муниципальных образовательных систем и отдельных образовательных учреждений.
Издано 8 учебников (в т.ч. 7 в комплекте с рабочими тетрадями) тиражом более 500 тысяч экземпляров, а также более 60 наименований учебно-методических пособий.
В 2005 году программа получила Государственную премию Вологодской области пообразованию, а в 2007 - удостоена награды Третьего Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведены четыре Всероссийских научно-практических конференции (Москва), а также 11 межрегиональных конференций (Вологда).
Истоковедениеразвивает духовно-нравственную стержневую основу образования посредством учебного курса «Истоки»и программы «Воспитание на социокультурномопыте».Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную, основную ипрофессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет Школу и Семью в активном воспитании. Истоковедениерешает задачи по созданию необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо Семьи, Общества и Государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается, прежде всего, какслужение Отечествув широком смысле этого слова).
//. Учебный курс «Истоки»
2.1. Цели курса, его место в образовательном процессе
Цель курса - ввести в образовательное пространство российской школы системуидеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. Построить на них основу всей воспитательной работы.
В дошкольном образовании и начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Всреднем звене акцент делается на устойчивых идеалах, формах и нормах социокультурнойпрактики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность.
«Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокультурной среды.
Социокультурный системный подходобъединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентации, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
2.2.Программа учебного курса
В 1-м класседети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА.
Во 2-м классепроисходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива и поле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм).
В 3-м классеакцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека:ВЕРА (вера, верность, правда, честь), НАДЕЖДА (надежда, согласие, терпение, послушание), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта, милосердие, раскаяние). СОФИЯ (ум и разум, знания и мудрость, премудрость).
В 4-м классеосуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, служение, творчество, традиции праведного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные,церковные).
В 5-м класседети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТ ЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА наHEPЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия),МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеалисторической мудрости).
В 6-м классев центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации.В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслытаких понятий как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы.
В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлена организация и «коды» пространства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысляется понятие век и год, жизненный и годичный круги в жизничеловека, седмица и день, час и миг.
В 7-м классеречь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство),СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманиютого, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человеке дарCO-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации.
В 8-м классеречь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИОБРАЗНОГО (образы мира божественного, природного и человеческого), ИСТОКИТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).
В 9-м классепланируется представить различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли,ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки.
В 10-м классе («Служение Отечеству»)учащиеся осмысливают значение служения Отечеству в многовековой историйРоссии, определяют собственное воззрениенаслужение Отечеству.
В 11-м классе {«Отечественные традиции»)учащиеся приобщаются к Священным, Трудовым, Семейным традициям и традициям Праздника.
III. Программа «Воспитание на социокультурном опыте»
Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте»- помочь учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то,что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программойконтексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах Первой книги.
Главными целями программы являются:
* приобщение детей, их семьи,?педагогов к вечным непреходящим духовно-
нравственным ценностям через совместную деятельность;
* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспи
тания в семье и образовательном учреждении, формирование активной педагогической
позиции родителей;
* создание условий для развития познавательной сферы ребенка, где лейтмотивом вы
ступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
* формирование способности получать значимые социокультурные результаты.
Программа представляет собой целостную систему внеклассных занятий. Каждое занятие является прямым продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой науроке «Истоки». Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном плане.
Содержательным стержнем программы является системы категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки». Вокруг них разворачивается и вся деятельность, особенностьюкоторой является активное участие родителей.
Программа обеспечена методическими пособиями, технологическим инструментарием по проведению занятий, системой активных форм.
IV. Программы дополнительного образования и социальные проекты
В данном направлении разработаны и разрабатываются программы, реализуемые какв рамках дополнительного образования, так и в качестве пилотных социальных проектов.
4.1.1. Программа духовно-нравственного воспитания для промышленных предприятий.Разработана и реализуется Программа развития стержневой основы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Дзержинского района города Нижнего Тагила
(ПО «УРАЛВАГОНЗАВОД»).
4.1.2. Программа «Истоки ремесла»разработана и действует в учреждениях начального профессионального образования. Она призвана развивать профессиональное достоинство представителей будущих рабочих профессий, уверенность в престижности и высокой миссии любой рабочей профессии.
В теоретическом плане программа присоединяет учащихся к таким категориям и ценностям нашей культуры как имя мастера, родословная ремесла, очаг мастера, учение и терпение, правда мастера, секреты мастера и др.; В воспитательном плане программа создает условия для новых моделей общения - поддержки, взаимовыручки, коллективизма,ответственности за общий результат и т. д. В методическом и производственном планепрограмма предполагает наполнение истоковским содержанием и технологиями программу работы с родителями, создание активных форм для производственного обучения, расширение круга социальных партнеров образовательного учреждения.
«Истоки ремесла» имеют свою технологию создания команды (учащихся и педагогов), основанную на общих ценностях.
4.2. Программа «Школа- социальный институт»апробирована в условиях сельских
поселений. Ее задачами являются:
* развитие управленческой культуры работников образования и производственной
сферы колхоза (совхоза и т. п.);
* формирование и развитие единой системы ценностей в образовании и производственной сфере;
* развитие ребенка как субъекта обучения и как будущего работника производствен
ной сферы.
Развитие управленческой культуры идет через трехгодичное курсовое обучение специалистов на базе школы. Формирование единой системы ценностей реализуется черезсовместные собрания родителей-работников колхоза и приобщение к святыням родной земли. Третья задача решается через организацию совместных праздников детей и взрослых, связанных с трудом на земле («Праздник первой борозды», «Дожинки» и др.).
Программа апробирована на базе колхоза «Новленский» в Вологодской области и показала положительные результаты.
4.3.Программа «Северная Фиваида»ставит своей целью приобщение к патриотическому и нравственному опыту русского народа через посещение историко-архитектурных
памятников Русского Севера и приобщение к его святыням. Программа предназначена:
* для учащихся и студентов;
* для специалистов образования;
* для детей и родителей.
Программа включает поездки по святым местам, «Время творчества» и «Время труда». Интерактивные формы работы с участниками программы способствуют осмыслению и сбережению традиционных и нравственных норм.
4.4.Программа «Моя семья»призвана повысить интерес общества к традиционным
семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юношам через историю своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества.
Направления программы:
* «Отчий дом» (исследование домашних традиций);
* «Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинения-размышления, видео
материалы);
* «История семьи - история Отечества» (описание жизни и деятельности предков в
различные периоды отечественной истории);
* «Моя родословная» (генеалогические изыскания);
*«Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и настоящее».
Программа завершается ежегодным областным семейным праздником «Семьи тепло -
души отрада».
4.5.Программа «Ярмарка «Истоки»проводится с целью интеграции основного и дополнительного образования на основе категорий и ценностей «Истоков». Задачи программы:
* способствовать духовно-нравственному совершенствованию личности путем приобщения к отечественным традиция труда и творчества;
* создать благоприятные условия для развития творческих способностей и самореализации участников ярмарки;
* формировать мотивацию родителей на совместную с школой и учреждениями дополнительного образования деятельность но нравственному и трудовому воспитанию детей.
Ярмарка проводится по следующим номинациям:
* «Моя Первая Книга»:
* «Поделки»;
* «Живое слово»;
* «Стиль «Истоки»;
* «Рисунок»:
* «Традиции в жизни моей семьи»;
* «Истоки ремесла»; .
* «Юный корреспондент».
V.Подготовка и переподготовка кадров
На сегодняшний день разработаны разноуровневые образовательные программы поподготовке педагогов к работе по программе «Истоки». Они реализуются через:
* курсы повышения квалификации работников образования;
* проблемно-модульную подготовку педагогов;
* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
*посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педуниверситетов.
Всего подготовлено более 10 тысяч педагогов в Вологодской, Калининградской, Костромской, Архангельской, Екатеринбургской, Московской, Ленинградской, Волгоградской, Мурманской, Тюменской, Смоленской, Нижегородской, Тульской, Ивановской,Владимирской, Ярославской, Омской областях, республиках Якутии, Марий Эл и Ставропольском крае.
Работает кафедра и кабинет Истоковедения в Вологодском областном институте развития образования. Аналогичные структуры действуют в Костромской и Калининградской областях.
Действует Межрегиональный консультационный центр «Истоки». Зарегистрирована идействует Межрегиональная общественная просветительская организация «Истоки».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017