И.А. Кузьмин А.В. Камкин ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

01.01.2017

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКОТДЕЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ

И.А. КузьминА.В. Камкин

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»


Концепция

1.1. Цели и задачи

Программа исходитиз признания приоритета устойчивых духовно-нравственныхценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемствен­ности поколений.

Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное на­правление в развитии единого образовательного пространства. Его стратегической цельюявляется преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функ­цией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохра­нять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспита­ние позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть че­ловеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культур­ного развития социума.

Задачи программы:

* развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриоти­
ческих и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации;

* установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с соци­
альными и экономическими концепциями развития регионов, особенностями их истори­
ческого, религиозного, культурного и этнического развития;

* развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участ­
ников педагогического процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующие положи­
тельную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление отдельного
региона и всей России;

* выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение
содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений,
формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;

*создать систему подготовки, переподготовки и консультирования педагогических
кадров различного уровня (от управленцев до рядовых педагогов), социальных работни­
ков, педагогов дополнительного образования, способных к решению поставленных задач.

1.2. Основные направления

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук.Основными направлениямиданной программы являются:

1. Реализация концепции социокультурного подхода к истокам в образовании,на­
правленного на развитие личности ребенка, и становление в нем, прежде всего, нравст­
венно-духовного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-
нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагоги­
ческих технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Социокуль­
турный системный подход к истокам в образовании,являясь методологической основой
программы «Социокультурные истоки»,был рассмотрен и получил поддержку в июле
1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной думы. Учебные пособия, ра­
бочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного сис­
темного подхода,
в 2002 году получичи гриф Министерства образования Российской Фе­
дерации.

2. Введение во всех звеньях образования учебного курса «Истоки»,призванного вве­
сти в содержание современного образования систему новых категорий и понятий духовно-
нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формирование
чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к род­
ной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.


Учебный курс «Истоки », разработанный и апробированный в течение двенадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 8 класса ос­новной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 9-11 классов) в тридцати пяти регионах Российской Федерации.

3. Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте»,позволяющей
шаг за шагом прийти к возрождению первоначального контекста ценностей Истоков,а
также способствующей становлению целостной системы обучения и воспитания, объеди­
няя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и программы раз­
вития каждого образовательного учреждения.

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана и апробирована длядошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной ивнеклассной работы.

4. Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания,
педагогических технологий, доказавших в течение многих лет свою эффективность и на­
правленных на развитие ресурсов личности ученика, учителя и родителей, на формирова­
ние мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Роди­
ны, региона и всего Отечества.

5. Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой дея­
тельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские ду­
ховно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры.

6. Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию
усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных ин­
ститутов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, рай­
она, городского микрорайона).

7. Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного
педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению.

1.3. Реальные и прогнозируемые результаты

Программа «Социокультурные истоки» развивается двенадцать лет. В настоящее вре­мя она системно, под руководством региональных органов образования, реализуется в Во­логодской, Костромской, Калининградской и Екатеринбургской областях, а также еще в31 регионе России в рамках муниципальных образовательных систем и отдельных образо­вательных учреждений.

Издано 8 учебников (в т.ч. 7 в комплекте с рабочими тетрадями) тиражом более 500 тысяч экземпляров, а также более 60 наименований учебно-методических пособий.

В 2005 году программа получила Государственную премию Вологодской области пообразованию, а в 2007 - удостоена награды Третьего Всероссийского конкурса регио­нальной и краеведческой литературы «Малая Родина» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведены че­тыре Всероссийских научно-практических конференции (Москва), а также 11 межрегио­нальных конференций (Вологда).

Истоковедениеразвивает духовно-нравственную стержневую основу образования по­средством учебного курса «Истоки»и программы «Воспитание на социокультурномопыте».Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную, основную ипрофессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет Школу и Семью в активном воспитании. Истоко­ведениерешает задачи по созданию необходимых условий для целостного развития лич­ности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо Семьи, Общества и Государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается, прежде всего, какслужение Отечествув широком смысле этого слова).


//. Учебный курс «Истоки»

2.1. Цели курса, его место в образовательном процессе

Цель курса - ввести в образовательное пространство российской школы системуидеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской ци­вилизации. Построить на них основу всей воспитательной работы.

В дошкольном образовании и начальном звене «Истоки» направлены на присоедине­ние детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Всреднем звене акцент делается на устойчивых идеалах, формах и нормах социокультурнойпрактики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемствен­ность, уникальность и самобытность.

«Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокуль­турной среды.

Социокультурный системный подходобъединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориен­тации, единых технологий эффективного обучения и воспитания.

2.2.Программа учебного курса

В 1-м класседети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечествен­ной культуры как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА.

Во 2-м классепроисходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокуль­турной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: РОД­НОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива и по­ле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачи­хи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм).

В 3-м классеакцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека:ВЕРА (вера, верность, правда, честь), НАДЕЖДА (надежда, согласие, терпение, послуша­ние), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта, милосердие, раскаяние). СОФИЯ (ум и разум, знания и мудрость, премудрость).

В 4-м классеосуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социо­культурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, служение, творчество, традиции правед­ного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные,церковные).

В 5-м класседети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духов­ности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТ ЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного ук­лада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА наHEPЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия),МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеалисторической мудрости).

В 6-м классев центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечест­ва, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации.В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслытаких понятий как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы.


В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлена организация и «коды» про­странства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысляется понятие век и год, жизненный и годичный круги в жизничеловека, седмица и день, час и миг.

В 7-м классеречь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов челове­ческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство),СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманиютого, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая мис­сия, открывающая в человеке дарCO-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивили­зации.

В 8-м классеречь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие те­мы как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИОБРАЗНОГО (образы мира божественного, природного и человеческого), ИСТОКИТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просве­тителя).

В 9-м классепланируется представить различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли,ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки.

В 10-м классе («Служение Отечеству»)учащиеся осмысливают значение служе­ния Отечеству в многовековой историйРоссии, определяют собственное воззрениенаслужение Отечеству.

В 11-м классе {«Отечественные традиции»)учащиеся приобщаются к Священным, Трудовым, Семейным традициям и традициям Праздника.

III. Программа «Воспитание на социокультурном опыте»

Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте»- помочь учащимся со­отнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то,что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программойконтексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах Первой книги.

Главными целями программы являются:

* приобщение детей, их семьи,?педагогов к вечным непреходящим духовно-
нравственным ценностям через совместную деятельность;
Хочу такой сайт

* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспи­
тания в семье и образовательном учреждении, формирование активной педагогической
позиции родителей;

* создание условий для развития познавательной сферы ребенка, где лейтмотивом вы­
ступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;

* формирование способности получать значимые социокультурные результаты.

Программа представляет собой целостную систему внеклассных занятий. Каждое за­нятие является прямым продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой науроке «Истоки». Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и ор­ганизационном плане.

Содержательным стержнем программы является системы категорий и понятий, изу­чаемых в курсе «Истоки». Вокруг них разворачивается и вся деятельность, особенностьюкоторой является активное участие родителей.

Программа обеспечена методическими пособиями, технологическим инструментари­ем по проведению занятий, системой активных форм.


IV. Программы дополнительного образования и социальные проекты

В данном направлении разработаны и разрабатываются программы, реализуемые какв рамках дополнительного образования, так и в качестве пилотных социальных проектов.

4.1.1. Программа духовно-нравственного воспитания для промышленных предприя­тий.Разработана и реализуется Программа развития стержневой основы духовно-нравст­венного воспитания детей и молодежи Дзержинского района города Нижнего Тагила
(ПО «УРАЛВАГОНЗАВОД»).

4.1.2. Программа «Истоки ремесла»разработана и действует в учреждениях начального профессионального образования. Она призвана развивать профессиональное досто­инство представителей будущих рабочих профессий, уверенность в престижности и высо­кой миссии любой рабочей профессии.

В теоретическом плане программа присоединяет учащихся к таким категориям и цен­ностям нашей культуры как имя мастера, родословная ремесла, очаг мастера, учение и терпение, правда мастера, секреты мастера и др.; В воспитательном плане программа соз­дает условия для новых моделей общения - поддержки, взаимовыручки, коллективизма,ответственности за общий результат и т. д. В методическом и производственном планепрограмма предполагает наполнение истоковским содержанием и технологиями програм­му работы с родителями, создание активных форм для производственного обучения, рас­ширение круга социальных партнеров образовательного учреждения.

«Истоки ремесла» имеют свою технологию создания команды (учащихся и педаго­гов), основанную на общих ценностях.

4.2. Программа «Школа- социальный институт»апробирована в условиях сельских
поселений. Ее задачами являются:

* развитие управленческой культуры работников образования и производственной
сферы колхоза (совхоза и т. п.);

* формирование и развитие единой системы ценностей в образовании и производственной сфере;

* развитие ребенка как субъекта обучения и как будущего работника производствен­
ной сферы.

Развитие управленческой культуры идет через трехгодичное курсовое обучение спе­циалистов на базе школы. Формирование единой системы ценностей реализуется черезсовместные собрания родителей-работников колхоза и приобщение к святыням родной земли. Третья задача решается через организацию совместных праздников детей и взрос­лых, связанных с трудом на земле («Праздник первой борозды», «Дожинки» и др.).

Программа апробирована на базе колхоза «Новленский» в Вологодской области и по­казала положительные результаты.

4.3.Программа «Северная Фиваида»ставит своей целью приобщение к патриотическому и нравственному опыту русского народа через посещение историко-архитектурных
памятников Русского Севера и приобщение к его святыням. Программа предназначена:

* для учащихся и студентов;

* для специалистов образования;

* для детей и родителей.

Программа включает поездки по святым местам, «Время творчества» и «Время тру­да». Интерактивные формы работы с участниками программы способствуют осмыслению и сбережению традиционных и нравственных норм.


4.4.Программа «Моя семья»призвана повысить интерес общества к традиционным
семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юно­шам через историю своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества.

Направления программы:

* «Отчий дом» (исследование домашних традиций);

* «Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинения-размышления, видео­
материалы);

* «История семьи - история Отечества» (описание жизни и деятельности предков в
различные периоды отечественной истории);

* «Моя родословная» (генеалогические изыскания);

*«Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и настоящее».
Программа завершается ежегодным областным семейным праздником «Семьи тепло -

души отрада».

4.5.Программа «Ярмарка «Истоки»проводится с целью интеграции основного и дополнительного образования на основе категорий и ценностей «Истоков». Задачи программы:

* способствовать духовно-нравственному совершенствованию личности путем при­общения к отечественным традиция труда и творчества;

* создать благоприятные условия для развития творческих способностей и самореализации участников ярмарки;

* формировать мотивацию родителей на совместную с школой и учреждениями дополнительного образования деятельность но нравственному и трудовому воспитанию детей.

Ярмарка проводится по следующим номинациям:

* «Моя Первая Книга»:

* «Поделки»;

* «Живое слово»;

* «Стиль «Истоки»;

* «Рисунок»:

* «Традиции в жизни моей семьи»;

* «Истоки ремесла»; .

* «Юный корреспондент».

V.Подготовка и переподготовка кадров

На сегодняшний день разработаны разноуровневые образовательные программы поподготовке педагогов к работе по программе «Истоки». Они реализуются через:

* курсы повышения квалификации работников образования;

* проблемно-модульную подготовку педагогов;

* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;

*посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педуниверситетов.

Всего подготовлено более 10 тысяч педагогов в Вологодской, Калининградской, Ко­стромской, Архангельской, Екатеринбургской, Московской, Ленинградской, Волгоград­ской, Мурманской, Тюменской, Смоленской, Нижегородской, Тульской, Ивановской,Владимирской, Ярославской, Омской областях, республиках Якутии, Марий Эл и Став­ропольском крае.

Работает кафедра и кабинет Истоковедения в Вологодском областном институте раз­вития образования. Аналогичные структуры действуют в Костромской и Калининград­ской областях.

Действует Межрегиональный консультационный центр «Истоки». Зарегистрирована идействует Межрегиональная общественная просветительская организация «Истоки».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».