29.04.2020
Влияние родительских установок на
развитие детей
Бесспорно, родители - самые значимые и
любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
Поэтому родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно
проявиться в поведении ребёнка.
Установки возникают повседневно. Одни
случайны, слабы, другие постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и,
чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не
исчезает и в благоприятный для неё момент
жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против
негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно
подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь"
победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается!", но только
в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим
способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение, спорт и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских
установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка.
Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку
сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих
человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, где добро побеждает
зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто
встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те
последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь
выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих
родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем
жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки
и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень
мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в
себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные
установки
|
Позитивные
установки |
|
Сказав так |
Подумайте
о последствиях |
И вовремя
исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с
тобой никто дружить не будет…» |
Замкнутость,
отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению. |
«Будь собой, у каждого в жизни могут быть друзья!» |
«Горе ты мое!» |
Чувство
вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,
конфликты с родителями. |
«Счастье ты мое, радость моя!» |
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!» |
Сдерживание
эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. |
«Поплачь, будет легче …» |
« Не твоего ума дело!» |
Низкая
самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчужденность, конфликты с родителями |
«А ты как думаешь?» |
«Ты совсем, как твой папа
(мама)…» |
Трудности
в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка упрямство, повторение поведения родителя. |
«Папа у нас замечательный человек! «Мама у нас умница!» |
«Ни чего не умеешь делать,
неумейка!» |
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития,
безынициативность, низкая мотивация. |
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» |
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность. |
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!» |
«Неряха, грязнуля!» |
Чувство
вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе друзей. |
|
«Противная девчонка, все
они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики
забияки и драчуны (девочке о мальчике). |
Нарушение
в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола. |
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож
на другого». |
«Ты плохой, обижаешь маму,
я уйду от тебя к другому ребенку». |
Чувство
вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. |
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый». |
« Уйди с глаз моих, встань
в угол!» |
Нарушения
взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность. |
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
« Не ешь много сладкого, а
то зубки будут болеть, и будешь толстая!» |
Проблемы
с излишним весом, больные зубы, самоограничения, низкая самооценка, неприятие
себя |
«Давай немного оставим папе (маме) и.т.д. |
« Все вокруг обманщики,
надейся только на себя!» |
Трудности
в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверх
контроля, ощущение одиночества и тревоги. |
На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в
кого ты такой некрасивый!» |
Недовольство
своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
«Как ты мне нравишься» |
«Нельзя ничего самому
делать, спрашивай разрешения, у старших!» |
Робость,
страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
«Смелей, ты все можешь сам». |
«Всегда ты не вовремя,
подожди». |
Отчужденность,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
«уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. |
«Давай я тебе помогу». |
«Никого не бойся, ни кому не
уступай, всем давай сдачу!» |
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности |
«Держи себя в руках, уважай людей!» |
Естественно, список установок может быть значительно
больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это
очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла,
может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на благополучие
ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Использованы материалы:
Аллан Фромм, Азбука для
родителей, Ленинград, Лениздат,
Подготовила
О.А. Васильева,
педагог - психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.04.2020
Дата обновления: 29.04.2020
Дата публикации: 29.04.2020