24.04.2020
Маленькие
художники, или что нужно знать
об
особенностях рисования дошколят
(рекомендации
для родителей)
Рисование - самый
распространенный вид детского творчества. Уже в возрасте 8-9 месяцев здоровый
карапуз способен создать свой первый шедевр. Рисование для детей -
увлекательная игра, возможность самовыражения, один из способов познания
окружающего мира. Считается, что до трех лет рисование - это отражение новых
открытий. Ребенок учится соотносить палочку у него в руках со следом,
оставленным ей на бумаге, он любит экспериментировать с цветами, смешивать их
(если покажет взрослый), рисуя то все в красном цвете, то в зеленом.
По мере взросления
ребенка меняются и его рисунки. Психологи доказали, что рисование отражает
эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Именно поэтому психологи
для диагностики различных нарушений в развитии ребенка, для выявления проблем
используют проективные тесты ("Моя семья", "Дом, дерево и
человек", " Человек", "Нарисуй свой страх" и так
далее). Рисование также применяется и в коррекции, например, для преодоления
страха, тревожности.
Каким должен быть
рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его
возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки
отставания в развитии?
В возрасте около года
начинается период хаотических каракулей. Малышу нравится оставлять след на
бумаге.
1-2 года. Ребенок уже
может управлять своей рукой и следить за результатом. Он начинает повторять
"следы", может исписать ни один лист похожими каракулями. Малыш уже
стремится подражать письму взрослых, с помощью каракулей и закорючек
"пишет" письма.
2-2,5 года. Ребенок
обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за
край бумаги.
3 года. С этого
возраста ребенок начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью
закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел.
Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект.
Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не
предмете в целом, т.е. кошка может изображаться в виде овала, «усов» и
«хвоста». Главное, чтобы малыш мог объяснить, что же он изобразил. Замысел
может легко меняться, т.е., начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет,
что это дом. Чаще всего в этом возрасте дети рисуют: дом, человека, кошку,
собаку, машину - здесь многое зависит от кругозора. В основном изображаются
простые геометрические фигуры, но уже могут появиться и детали: усы у кошки,
глаза у человека, руль у машины, хоть они и могут быть нарисованы не там, где
«должны быть». Реалистичность рисования, как и точное соответствие цветов
(морковка может быть синей, собака – красной) вовсе не главное для этого
возраста.
4-5 лет. Ребенок
большое внимание уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука
изображается в виде палочки), несоответствие величины (человек ростом с дом,
кошка больше слона), появляется сюжет (изображаются несколько фигур, которые
взаимодействуют). Если ребенок в пять лет изображает человека с пальцами на руках,
глазами, ушами, с различением пола по одежде (платье, брюки, шляпы), то он
отлично развивается!
5-6 лет. Тем для
рисования множество, новые впечатления, праздники, все изображается на бумаге.
Ребенок с удовольствием рисует и старые сюжеты, и новые. Могут создаваться
иллюстрации к сказкам, к историям, к собственной жизни. Теперь ребенок
стремится нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающими, начинает
пользоваться общими шаблонами (самые распространенные – изображение домика,
солнышко в углу листа), следит за соответствием цвета (солнышко должно быть
желтым). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытается отобразить объем,
движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново.
6-7 лет. Ребенок любит
рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные
истории, стремится передать настроение, движение, объем, особенности одежды.
Фигуры на листе уже не выстраиваются в один ряд, как раньше, кто-то находится
ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это
КАРТИНА!
После семи лет развитие
изобразительных навыков, как правило, происходит под руководством взрослых, из
игры превращаясь в занятие, учебу.
Приведенные выше
признаки развития рисования как игры примерны, всегда нужно учитывать особенности
ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Но если рисунки Вашего
ребенка сильно отличаются от предложенных норм, стоит задуматься и обратить
внимание на уровень развития мышления, воображения малыша. Не зря при
поступлении в школу проводятся такие тесты, как рисунок человека, это хороший
показатель общего развития ребенка.
Примечание: рисунок
является творчеством, познавательной игрой и отражением внутреннего мира
ребенка, если ребенок рисует САМ, без помощи и указаний взрослого.
Подготовила
О.А. Васильева,
педагог –
психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 24.04.2020
Дата публикации: 24.04.2020