24.04.2020
Консультация
«Что такое шахматы»?
Если
вы любите какое-то
дело, то вам, как правило,
не сложно научить
других этому ремеслу. Для
организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил
игры, умение донести их до дошкольника через игру, а также жгучее желание
сделать что-то очень хорошее для своих любимых детей. Я говорю о самом
элементарном уровне владения игрой,
чтобы ребенок знал названия фигур,
их ход, взятие других фигур,
а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.
Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет
умением играть в шахматы, желает,
чтобы его дитя умело играть в эту древнюю игру, но не каждому ребенку
эта игра интересна (из собственного опыта знаю).
Многие выдающиеся шахматисты
познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов
– в 4 года, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6 лет, А. Алехин, В. Смыслов
– почти в 7. Практически все знаменитые люди умеют передвигать шахматные фигуры
на доске, и весьма неплохо. Свой досуг за шахматной доской проводили и русские
писатели: А. Пушкин, Л. Толстой и другие. Автор многочисленных книг И. Сухин
пишет, что можно начинать ознакомление детей с 2,5 лет.
Поскольку шахматы - это лучшая
стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что, учась играть в шахматы,
ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и
каждому.
Через шахматы родители, воспитатели,
учителя могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные
навыки мышления: умение сосредоточиться и принять
решение, умение решать
задачи, развивается пространственное, логическое и критическое
мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается
самооценка, уверенность в себе. Благодаря этой игре формируется умение ребёнка
проектировать свою деятельность, а также умение
общаться с рисунками и схемами.
Доказано, что дети, которые в
дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе.
Такие дети не испытывают проблем
с точными науками,
быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка,
целеустремленность, усидчивость, воля.
Итак, как же организовать такую
работу, чтобы она была продуктивна:
Во-первых, для ознакомления детей с
шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами,
цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге "Шахматы для самых маленьких", можно придумать свои истории.
Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры.
Для этого вам следует
вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые
головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в
хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям
так будет легче запоминать ход фигур.
В-третьих, чтобы выучить ход пешки,
так как короны у неё нет, она просто участница партии, а не фигура, следует
купить кегли-солдатики. И при изучении пешки использовать эти кегли. Детям
нравится!
В-четвертых, изучать шахматную доску
следует дозировано, небольшими
«порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей,
а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина
есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее
начнут ориентироваться на шахматной доске.
В-пятых, конечно же иметь
несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для
настоящих партий, проведения шахматных турниров.
В течение года с детьми следует
проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные
формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на
занятиях обязательно проводите физкультминутки, подвижные игры согласно теме
занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые
обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность.
Каждое занятие по шахматам завершайте
подведением итогов по определённой теме. Это могут быть конкурсы,
литературно-шахматные викторины, выставки, аппликации, различные варианты
вопросов, проверочные занятия, работы со схемами.
Шахматы для детей дошкольного возраста
становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности, и являются
залогом отличного школьного обучения.
Играйте в шахматы со своими детьми! Это
доставит всем удовольствие!
Подготовили: Хаирова И.А.
Кузнецова Н.В.
Литература:
Бардвик
Т. Шахматы для детей. – Спб..:Питер, 2012.-192 с.: ил.
Калиниченко Н.М. Шахматная игра: Шаг за шагом/Н.М.Калиниченко. – М.: «Изд- во ФАИР», 2009. – 384 с.,
ил.-(Спорт).
Ноттингем
Т. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер.с англ./Тед Ноттингем,
Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель, АСТ, 2010. – 124 с.
Притчард
Д. Шахматы. Учебник для начинающих/ Дэвид Притчард, пер. с англ. А.Н. Елькова.
– М.: Астрель, АСТ: Владимир:ВКТ, 2009. – 128
с.
Сухин
И.Г. Шахматы для самых маленьких.-Москва, 2000.-288 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 24.04.2020
Дата публикации: 24.04.2020