20.04.2020
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста "Наши пальчики играют"
Анастасия Александровна Лизогуб,
педагог-психолог
МАДОУ № 15 «Югорка»
«Ум
ребёнка находится на кончиках его пальцев». (В.А. Сухомлинский)
«Рука
– это инструмент всех инструментов». (Аристотель)
«Рука
– это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)
Игры
с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие
способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с
самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение
многих звуков.
Для
получения максимального развития мелкой моторики игры с пальцами рук и занятия
должны быть составлены таким образом, чтобы:
сочетались
сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
использовались
изолированные движения каждого из них.
На
наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:
Игры
– манипуляции.
«Ладушки-ладушки…»,
«Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик,
где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот
пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..»,
«Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти
упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они
развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные
пальчиковые упражнения.
«Пальчики
здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой
руки, двух одновременно).
«Распускается
цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» -
ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» -
ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы
выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К
этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать
предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые
кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены
И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа
левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» -
поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем
последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак
– ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой,
затем двумя руками вместе).
«Ухо
– нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное
ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные
рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки
(начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы
ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная
восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь
три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
О
пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном,
дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие
пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей,
необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой
деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь
желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и
речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 20.04.2020
Дата публикации: 20.04.2020