17.04.2020
Многие люди до сих пор
относятся к профессии «психолог» с небольшой настороженностью, т.к. плохо
представляют себе, кто такие психологи и как они работают.
Данная профессия до сих
пор окружена различными мифами, мешающими, порой, вовремя обращаться за помощью
и разрешать свои жизненные проблемы.
Вот одни из самых распространённых
мифов и заблуждений о психологах.
Миф 1. Психологи
и психотерапевты работают только с психами. Все дело в том, что многие люди
не видят различий межу работой психиатра и психолога, психотерапевта. В то
время как это совершенно разные профессии, и цели работы у них разные. Большинство
людей, имеющих психологические проблемы, на самом деле психически здоровые люди.
Эти люди обращаются к психологам и психотерапевтам, которые работают с
психически здоровыми людьми, помогая им преодолевать проблемы в повседневной
жизни и заниматься саморазвитием.
Психиатр же – это врач,
который работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьезные нарушения
и отклонения в психике. Врач диагностирует психическое расстройство и назначает
медицинские препараты пациенту (не клиенту). Примером психических расстройств
могут быть шизофрения, паранойя и др.
Разница между психологом
и психотерапевтом не столь очевидна. Главная цель психолога – помочь клиенту самому понять причины своих проблем, самому
найти способы решения, переосмыслить свои поступки.
Психотерапевт же
работает более глубоко и основательно, со сложными ситуациями, глубокими
психотравмами и личностными проблемами. В процессе психотерапевтической работы
может существенно измениться внутренний мир клиента, а это значит, что
появляется новое поведение, новое отношение к чему либо, новое понимание жизни,
себя и других.
Миф 2. Психолог решает за людей их проблемы. Отнюдь. Психолог лишь создаёт такую атмосферу и
такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою
проблему. Сюда же следует добавить, что психологи работает только с
человеком, обратившимся за консультацией. И помочь он может только в том
случае, когда клиент готов к изменению себя, а не окружающего мира. Психолог не
отвечает на просьбы вроде:
- Помогите вывести моего мужа на чистую воду;
- Что мне сделать, чтобы дочь перестала
встречаться с тем хулиганом;
- Сделайте так, чтоб шеф повысил мне зарплату и
т.д.
Миф 3. Психолог способен дать такой совет, который в
одночасье решит мою проблему. Психологи не дают советов! Совет даётся с позиции советующего вам
человека и основан на его личном опыте. Только дело в том, что совет хорош для
того, кто его дает. Именно этому человеку легко его исполнить, и именно у этого
человека есть все нужные качества, чтобы претворить совет в жизнь. У человека,
слушающего совет, всего этого может и не быть. Поэтому психолог не даёт
советов. Только сам человек знает, что для него является лучшим выходом.
Психолог лишь старается помочь человеку найти в себе самом этот выход, увидеть
его и осознать.
Миф 4. Психолог не может иметь своих проблем, а если
проблемы есть, то разве он специалист? Психологи ничем особенно не отличаются от
других людей: у них могут быть свои жизненные неурядицы, проблемы и запросы на
саморазвитие. Допустить, что психологи никогда не имеют проблем - это как
сказать, что врач-травматолог пожизненно застрахован от перелома при падении
или у врача - стоматолога никогда с момента получения диплома не будет кариеса.
Все мы живые люди, и психологи не исключение.
Миф 5. Психолог может решить все проблемы. Следует опять же заметить, что психолог не решает
проблемы своих клиентов, а помогает им самим найти выход. Вероятность решения
определённой проблемы с помощью психолога зависит от множества факторов.
Психолог для успешной работы
должен иметь:
- уровень подготовки (и дело
не только в том, сколько ВУЗов и курсов окончил или книг прочёл, а сколько из
всего этого понял);
- личные качества, важные
для профессиональной деятельности (умение слушать, умение чувствовать
эмоциональное состояние клиента, интуиция, креативность);
Клиент для успешного решения
своих проблем должен:
- осознавать свою
ответственности за происходящее;
- быть готов вместе с
психологом работать над проблемой и готов к работе над собой;
- быть честным и открытым
перед психологом.
Наилучших результатов можно
достичь, когда клиент и психолог сумели установить доверительные отношения, и
оба сфокусированы на работе над определённой проблемой. В то же время, психолог
имеет право отказать в консультировании если:
- проблема клиента имеет
схожесть с проблемой самого психолога;
- психолог не
специализируется на данной тематике (какой бы ни был профессионал, охватить всё
поле человеческих проблем довольно сложно).
Миф 6. Психологи видят собеседников насквозь. Бытует мнение, что психологи мгновенно
считывают о человеке информацию по его внешнему виду и могут моментально
нарисовать его психологический портрет буквально с первых минут общения, словно
видят человека насквозь и знают все о нем. Но это также один из
распространённых мифов. Да, с годами специалисты все больше и больше полагаются
на свою интуицию, развивают эмпатию (чуткость) профессионала, все лучше и лучше
«читают» клиента. Но это, скорее, дополнительный инструмент, и профессионал не
будет полагаться только на свои ощущения, свое понимание.
Миф 7. Психолог в прошлом должен был сам пережить ту проблему, с которой к
нему обратился клиент. Запрос на такого специалиста немножко абсурден, как
если бы лежа на операционном столе с острым аппендицитом, вас волновал бы
вопрос, имел ли ваш оперирующий врач в прошлом такой же диагноз. Скорее всего,
в этой ситуации по-настоящему должно волновать только одно – своевременно
оказанная помощь профессионала. Так же и в отношении психологической помощи.
Миф 8. Психологи – самые мягкие и тактичные люди,
которые всегда поддерживают, подбадривают и все одобряют. Несомненно, одна из
задач психолога - это помочь клиенту и поддержать его. Но на самом деле, для
того, чтобы произошел настоящий сдвиг в решении проблемы, клиенту зачастую
нужно пережить различные эмоции, даже такие как страх, дискомфорт в теле,
потерянность и агрессия. В работе психолога не менее «поглаживания» важно умение
говорить болезненную правду, умение выявить скрытое сопротивление, делая работу
более плодотворной.
Миф 9. Психологов стоит
опасаться, потому что они могут что-нибудь внушить человеку без его ведома. Подобные ситуации часто
обыгрываются в кино и литературе. Делая подобное утверждение человек, с одной
стороны, подозревает психолога в особых, скрытых от него целях, а с другой
стороны, представляет себя пассивным и не способным к сопротивлению объектом.
Психотерапия - добровольный процесс,
возможный только в случае хотя бы минимального осознания клиентом своих
затруднений и наличия мотивации к изменениям. Уже на первой встрече в
совместном диалоге проясняется запрос клиента, и формулируются реально
достижимые в терапии цели, соответствующие интересам клиента, которые
становятся основным ориентиром в работе психолога. Следует также особо
подчеркнуть, что цель терапии определяет клиент и в последующей
работе клиент остается активным участником процесса, а не пассивным объектом
воздействия со стороны психолога. Психолог никогда не сможет заставить клиента
сделать что-то, с чем последний не согласен, даже если психолог абсолютно
уверен в правильности своей точки зрения. Даже такие психотерапевтические
методы, которые используют гипноз и техники внушения не будут эффективными без
согласия и сотрудничества клиента.
Миф 10. К психологу стоит идти, когда уж совсем «приперло».
Наши соотечественники так устроены, что многим кажется легче «тушить
пожар», чем прогнозировать и «не дать ему разгореться». Ожидания клиента от
психотерапии очень напоминают ожидания при скорой стоматологической помощи:
когда зуб разболелся не на шутку, куда уж деваться? Однако в отличие от
стоматологии, в жизни человека очень много граней, и выход из строя одной из
них почти всегда влечет за собой обострение других. Сложности, накапливающиеся
как снежный ком, затрагивают все сферы жизни, и чем больше сфер жизни
затронуто, тем труднее со всем этим накопившимся разбираться.
Кроме того, чем дольше человек оттягивает с
решением проблемы, тем вероятнее эта проблема достигнет масштабов «болезни»,
которая в свою очередь потребует более длительного и серьезного «лечения» и
основательной коррекции психотерапевтическими средствами на более глубинном
уровне (что всегда дольше, сложнее и дороже).
Поэтому совершенно
необязательно ждать, когда «грянет гром и разразится буря», а лучше обратиться
за помощью тогда, когда возникает первичное ощущение дискомфорта или тревоги по
какому-то значимому поводу, или вы чувствуете, что не в состоянии разобраться в
какой-то ситуации самостоятельно.
Составитель:
Ольга
Анатольевна Васильева,
педагог -
психолог
Источник:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.04.2020
Дата обновления: 17.04.2020
Дата публикации: 17.04.2020