Мифы о психологах

17.04.2020

Многие люди до сих пор относятся к профессии «психолог» с небольшой настороженностью, т.к. плохо представляют себе, кто такие психологи и как они работают.

Данная профессия до сих пор окружена различными мифами, мешающими, порой, вовремя обращаться за помощью и разрешать свои жизненные проблемы.

Вот одни из самых распространённых мифов и заблуждений о психологах.

Миф 1. Психологи и психотерапевты работают только с психами. Все дело в том, что многие люди не видят различий межу работой психиатра и психолога, психотерапевта. В то время как это совершенно разные профессии, и цели работы у них разные. Большинство людей, имеющих психологические проблемы, на самом деле психически здоровые люди. Эти люди обращаются к психологам и психотерапевтам, которые работают с психически здоровыми людьми, помогая им преодолевать проблемы в повседневной жизни и заниматься саморазвитием.

Психиатр же – это врач, который работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьезные нарушения и отклонения в психике. Врач диагностирует психическое расстройство и назначает медицинские препараты пациенту (не клиенту). Примером психических расстройств могут быть шизофрения, паранойя и др.

Разница между психологом и психотерапевтом не столь очевидна. Главная цель психолога – помочь клиенту самому понять причины своих проблем, самому найти способы решения, переосмыслить свои поступки.

Психотерапевт же работает более глубоко и основательно, со сложными ситуациями, глубокими психотравмами и личностными проблемами. В процессе психотерапевтической работы может существенно измениться внутренний мир клиента, а это значит, что появляется новое поведение, новое отношение к чему либо, новое понимание жизни, себя и других.

Миф 2. Психолог решает за людей их проблемы. Отнюдь. Психолог лишь создаёт такую атмосферу и такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему. Сюда же следует добавить, что психологи работает только с человеком, обратившимся за консультацией. И помочь он может только в том случае, когда клиент готов к изменению себя, а не окружающего мира. Психолог не отвечает на просьбы вроде:

- Помогите вывести моего мужа на чистую воду;

- Что мне сделать, чтобы дочь перестала встречаться с тем хулиганом;

- Сделайте так, чтоб шеф повысил мне зарплату и т.д.

Миф 3. Психолог способен дать такой совет, который в одночасье решит мою проблему. Психологи не дают советов! Совет даётся с позиции советующего вам человека и основан на его личном опыте. Только дело в том, что совет хорош для того, кто его дает. Именно этому человеку легко его исполнить, и именно у этого человека есть все нужные качества, чтобы претворить совет в жизнь. У человека, слушающего совет, всего этого может и не быть. Поэтому психолог не даёт советов. Только сам человек знает, что для него является лучшим выходом. Психолог лишь старается помочь человеку найти в себе самом этот выход, увидеть его и осознать.

Миф 4. Психолог не может иметь своих проблем, а если проблемы есть, то разве он специалист? Психологи ничем особенно не отличаются от других людей: у них могут быть свои жизненные неурядицы, проблемы и запросы на саморазвитие. Допустить, что психологи никогда не имеют проблем - это как сказать, что врач-травматолог пожизненно застрахован от перелома при падении или у врача - стоматолога никогда с момента получения диплома не будет кариеса. Все мы живые люди, и психологи не исключение.

Миф 5. Психолог может решить все проблемы. Следует опять же заметить, что психолог не решает проблемы своих клиентов, а помогает им самим найти выход. Вероятность решения определённой проблемы с помощью психолога зависит от множества факторов.

Психолог для успешной работы должен иметь:

- уровень подготовки (и дело не только в том, сколько ВУЗов и курсов окончил или книг прочёл, а сколько из всего этого понял);

- личные качества, важные для профессиональной деятельности (умение слушать, умение чувствовать эмоциональное состояние клиента, интуиция, креативность);

Клиент для успешного решения своих проблем должен:

- осознавать свою ответственности за происходящее;

- быть готов вместе с психологом работать над проблемой и готов к работе над собой;

- быть честным и открытым перед психологом.Хочу такой сайт

Наилучших результатов можно достичь, когда клиент и психолог сумели установить доверительные отношения, и оба сфокусированы на работе над определённой проблемой. В то же время, психолог имеет право отказать в консультировании если:

- проблема клиента имеет схожесть с проблемой самого психолога;

- психолог не специализируется на данной тематике (какой бы ни был профессионал, охватить всё поле человеческих проблем довольно сложно).

Миф 6. Психологи видят собеседников насквозь. Бытует мнение, что психологи мгновенно считывают о человеке информацию по его внешнему виду и могут моментально нарисовать его психологический портрет буквально с первых минут общения, словно видят человека насквозь и знают все о нем. Но это также один из распространённых мифов. Да, с годами специалисты все больше и больше полагаются на свою интуицию, развивают эмпатию (чуткость) профессионала, все лучше и лучше «читают» клиента. Но это, скорее, дополнительный инструмент, и профессионал не будет полагаться только на свои ощущения, свое понимание.

Миф 7. Психолог в прошлом должен был сам пережить ту проблему, с которой к нему обратился клиент. Запрос на такого специалиста немножко абсурден, как если бы лежа на операционном столе с острым аппендицитом, вас волновал бы вопрос, имел ли ваш оперирующий врач в прошлом такой же диагноз. Скорее всего, в этой ситуации по-настоящему должно волновать только одно – своевременно оказанная помощь профессионала. Так же и в отношении психологической помощи.

Миф 8. Психологи – самые мягкие и тактичные люди, которые всегда поддерживают, подбадривают и все одобряют. Несомненно, одна из задач психолога - это помочь клиенту и поддержать его. Но на самом деле, для того, чтобы произошел настоящий сдвиг в решении проблемы, клиенту зачастую нужно пережить различные эмоции, даже такие как страх, дискомфорт в теле, потерянность и агрессия. В работе психолога не менее «поглаживания» важно умение говорить болезненную правду, умение выявить скрытое сопротивление, делая работу более плодотворной.

Миф 9. Психологов стоит опасаться, потому что они могут что-нибудь внушить человеку без его ведома. Подобные ситуации часто обыгрываются в кино и литературе. Делая подобное утверждение человек, с одной стороны, подозревает психолога в особых, скрытых от него целях, а с другой стороны, представляет себя пассивным и не способным к сопротивлению объектом. Психотерапия - добровольный процесс, возможный только в случае хотя бы минимального осознания клиентом своих затруднений и наличия мотивации к изменениям. Уже на первой встрече в совместном диалоге проясняется запрос клиента, и формулируются реально достижимые в терапии цели, соответствующие интересам клиента, которые становятся основным ориентиром в работе психолога. Следует также особо подчеркнуть, что цель терапии определяет клиент и в последующей работе клиент остается активным участником процесса, а не пассивным объектом воздействия со стороны психолога. Психолог никогда не сможет заставить клиента сделать что-то, с чем последний не согласен, даже если психолог абсолютно уверен в правильности своей точки зрения. Даже такие психотерапевтические методы, которые используют гипноз и техники внушения не будут эффективными без согласия и сотрудничества клиента.

Миф 10. К психологу стоит идти, когда уж совсем «приперло». Наши соотечественники так устроены, что многим кажется легче «тушить пожар», чем прогнозировать и «не дать ему разгореться». Ожидания клиента от психотерапии очень напоминают ожидания при скорой стоматологической помощи: когда зуб разболелся не на шутку, куда уж деваться? Однако в отличие от стоматологии, в жизни человека очень много граней, и выход из строя одной из них почти всегда влечет за собой обострение других. Сложности, накапливающиеся как снежный ком, затрагивают все сферы жизни, и чем больше сфер жизни затронуто, тем труднее со всем этим накопившимся разбираться.

 Кроме того, чем дольше человек оттягивает с решением проблемы, тем вероятнее эта проблема достигнет масштабов «болезни», которая в свою очередь потребует более длительного и серьезного «лечения» и основательной коррекции психотерапевтическими средствами на более глубинном уровне (что всегда дольше, сложнее и дороже).

Поэтому совершенно необязательно ждать, когда «грянет гром и разразится буря», а лучше обратиться за помощью тогда, когда возникает первичное ощущение дискомфорта или тревоги по какому-то значимому поводу, или вы чувствуете, что не в состоянии разобраться в какой-то ситуации самостоятельно.

 

Составитель:

Ольга Анатольевна Васильева,

педагог - психолог

 

Источник:

                     http://www.b17.ru/article/50992/

                     http://biofile.ru/psy/11319.html

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.04.2020

Дата обновления: 17.04.2020

Дата публикации: 17.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».