15.04.2020
«Игры с ЛЕГО-конструктором для речевого развития детей»
Развитие коммуникативных навыков детей происходит непроизвольно в процессе
игры с ЛЕГО-конструктором.
Изучаем предлоги в процессе озвученной
ролевой игры с конструктором.
Если за время игры некоторые действия повторить
неоднократно и с разными героями – ребенок усвоит предлоги очень быстро.
Перед началом игры сделайте некоторые постройки,
заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.
Изучаем
понятия: маленький - большой, высокий
- низкий, узкий - широкий, длинный - короткий, близко - далеко, слева - справа.
Здесь потребуется соорудить однотипные вещи, но с
каким-либо явным отличием друг от друга - в зависимости от признака, который вы
хотите освоить в игре: высокую башенку для медвежонка, низкую для зайчика, большой домик для человека,
маленький для собачки, узкую дорожку
для мальчика, широкую для машины и т.д.
Постепенно обыгрываем эти понятия в ролевой игре.
Развитие
звукопроизношения и фонематического слуха. Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].
Произнеси
звук кратко и протяжно.
Предварительно выложить на плато детали конструктора,
чередуя короткие и длинные элементы.
Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он
может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем.
Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по
схеме, которую мы выложили на плато».
Далее педагог предлагает названному ребенку
указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести
звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий –
кратко.
Продолжи
узор и произнеси слоги.
Предварительная работа: выложить на плато ряд из
красного, желтого и зеленого элементов.
Педагог: «Вы уже знаете, что веселый насос любит
разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем.
Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая –
слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Педагог
просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.
Собираем
чемодан
Предварительно выложить на плато квадрат. Каждому
ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и
обуви.
Педагог: «Веселый насос собрался в путешествие – мир
посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него
надо положить только те картинки, название которых начинается со звука «С».
Поймай звук
Предварительно выложить на плато длинную деталь
конструктора.
Педагог: «У веселого насоса дома есть красивая
полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные
звуки. Давайте и мы на свои полочки положим много звуков «С». Я буду
произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку
деталь конструктора».
Различаем
звуки
Предварительно выложить горизонтально на плато две
длинные детали конструктора.
Педагог: «Попробуем разложить звуки на две полочки. На
полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я
буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку
деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку
деталь конструктора».
Где
находится звук?
Предварительно выложить на плато цепочку из трех
одинаковых деталей конструктора.
Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и
середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в
конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем
определить, где в этих словах находится звук «С»».
Педагог показывает детям картинки, в названиях которых
звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в
слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей
деталью элемента другого цвета.
Подбери
слова к схемам
Предварительно выложить на плато два горизонтальных
ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из
четырех элементов.
Педагог: «Каждое слово состоит из определенного
количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова,
состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков». Педагог
показывает детям картинку, название
которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей
посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с
картинками, в названиях которых четыре звука.
Развитие слоговой
структуры слов
Оркестр
Педагог играет с помощью
музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с
помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато
заданный ритмический рисунок.
Двумя руками
сразу
Каждому ребенку дается
плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных
деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же
плато с закрепленным на нем симметричным рисунком.
Педагог: «Возьмите первые
детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.) ».
Задача детей – создать симметричный рисунок на своих плато одновременно двумя
руками.
Пальчики жмут на кнопочки
Педагог предлагает детям выложить на своих плато
пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем
на «кнопочку», произносить заданный слог.
Посчитай слоги
Педагог произносит определенное количество слогов.
Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее
количество элементов конструктора.
Раздели словечко
Педагог произносит слова различной слоговой
структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих
плато соответствующее количество элементов конструктора.
Рассели животных по домам
Предварительно дети из элементов конструктора строят
одно- и двухэтажный дома.
Каждому ребенку раздается набор картинок с
изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов.
Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.
Работа по усвоению лексики и грамматики
по лексическим темам с использованием конструирования.
Паровоз
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов
конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп
(например – домашние и дикие животные) На первом этапе педагог просит детей по
образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»:
«Наши животные отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по
вагонам. Только нельзя их смешивать – в левом вагоне поедут домашние животные,
а в правом – дикие». Задача детей –
разложить картинки согласно инструкции.
Один-много
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов
конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато
элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен
один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал
единственное число, группа элементов – множественное число. Педагог
предлагает детям положить одну из картинок
рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем
эту картинку дети перекладывают к группе
элементов и называют слово во множественном числе.
Огромный, средний, маленький
Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов
конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато
элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая –
средняя, 3-я – маленькая. Педагог предлагает детям взять определенную картинку
и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером
детали (например – «сумища – сумка – сумочка»).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.04.2020
Дата обновления: 15.04.2020
Дата публикации: 15.04.2020