Пальцы помогают говорить

15.04.2020

   Консультация для родителей на тему:

«Пальцы помогают говорить»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а  мизинца – на работе сердца. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

И наши предки наверняка о чём-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Весёлое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций – это три.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Предлагаем Вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Помните, что обучение лучше превратить в игру, не отступайте, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить ребенка.

1. Лепка из разных материалов (пластилин, глина, солёное тесто, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев. Лепите колбаски, колечки, шарики, геометрические фигуры, буквы, цифры.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

2. Игры с бумагой, вырезывание, аппликация. Они доступны детям с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и Вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится.

С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

Игра на вырезание узоров из сложенных в несколько раз листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни криво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку. Например, можно показать ребенку, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как малыш сделает много разных снежинок, скажите, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Дайте ребенку карандаши, фломастеры и предложите подарить снежинкам разноцветные платья, пусть ребенок раскрасит их.

3. Игры с конструктором, мозаикой. Развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику.

4. Игры с пуговицами и бусинами – отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Затем поучите ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль, буквы, цифры и т.д.

Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. Можно предложить ребенку поучиться застегивать-расстегивать различные кнопочки, крючки.

Помните, что все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

6. Завинчивание крышек банок и пузырьков.

7. Игры с крупами. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, дом, волны, солнце), буквы и т.д.

Предложите ребенку опустить кисти рук в какую-либо емкость, которую вы заполнили каким-то наполнителем (водой, песком, различными крупами,  любыми мелкими предметами). Пусть он перемешивает содержимое, ощупывает его элементы, старается отгадать содержимое емкости.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи"

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

8.Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Поиграйте с малышом - бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

9.  Игры - шнуровки Марии Монтессори - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности.Хочу такой сайт

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Можно сказать ребенку, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и учит сосредотачиваться, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и какого-нибудь предмета с готовыми дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные  иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

10. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию.

Лучшими зарубежными и отечественными специалистами разработаны пальчиковые игры, благодаря которым развиваются речевые центры. Эти игры можно проводить с детьми от 6 месяцев. При разучивании новых игр с ребенком маме необходимо предварительно выучить текст, движения, рассказать ребенку о новой игре. Забавные стишки, особенно те, в которых присутствует имя ребенка, родители могут придумывать самостоятельно. Обязательное условие - сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В игре должен быть задействован каждый пальчик, а кисть ребенка должна сжиматься и раскрываться поочередно.

В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно.

Например, предложите детям загибать и разгибать в кулачок пальчики обеих рук – игра «Домик». Можно использовать потешку:

Этот пальчик – дедушка.

Это пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Другое упражнение можно выполнять в разных вариантах: начинаем загибать пальцы то на левой, то на правой руке, начинаем с мизинца или с большого пальчика.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

         Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями.

Используя пальчиковый театр, можно обыгрывать самые разнообразные сказки, как знакомые, так и придумывать свои истории.

11. Теневой театр. Попросите малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым малышом: все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком за руку, немного помассируйте его ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста – выделите кусочек. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, помогут Вам добиться хороших результатов.

Весёлых игр Вашему ребенку и его маленьким пальчикам!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.04.2020

Дата обновления: 15.04.2020

Дата публикации: 15.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».