Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.

13.04.2020

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя

челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений

этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой

деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в

день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за

раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его

закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в

спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной

гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок

может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но

тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Работа организуется следующим образом.

     1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя

игровые приемы

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,

темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В

противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение

исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С'], [З], [З'], [Ц].

1. «Заборчик» (развитие мышц губ, при произнесении звука)

Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. В слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд.

2. «Блинчик» (развитие мышц языка)

Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

3. «Остудим блинчик» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

4. «Почистим нижние зубки»

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).Хочу такой сайт

5. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд.

6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

7. «Иголочка» (развитие мышц языка, умение держать его в одном положении)

Описание: Язык высунуть, делать кончик языка острым и тянуться им вперёд.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Щ], [Ж], [Ч].

1. «Трубочка» (развитие мышц губ при произнесении звука)

Описание: Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

4. «Вкусное варенье»

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка

облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из

стороны в сторону.

5. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

6. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

7. «Парус» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх)

Описание: Открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы. Держать в таком положении 5 – 10 секунд.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’].

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

3. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

4. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

5. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

6. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

7. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко, поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

8. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Рекомендации: Упражнения из одного комплекса могут повторяться в другом комплексе. Так же статичные упражнения могут проводиться с другими похожими упражнениями (Пример: «Парус» - «Горка», «Заборчик» - «Трубочка»).

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.04.2020

Дата обновления: 13.04.2020

Дата публикации: 13.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».