Развитие речи ребёнка 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье.

10.04.2020

Консультация для родителей

Развитие речи ребёнка 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье.

У ребенка 6 - 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 4 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов.

Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У ребенка хорошо развит фонематический слух. Он самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове.

На седьмом году ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Способен построить краткие сообщения. В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Таким образом, к концу седьмого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

   

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. В них сконцентрирован и обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.

 

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи: учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

Тише едешь – (дальше будешь).

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

 

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи: учить понимать образные слова в пословицах, фразеологизмах.

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

  

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи: учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

 

Развиваем речь, играя!

(домашняя игротека)

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника.

Поиграйте с ребёнком. Это принесёт ему пользу, а вам радость от общения с ним!

Игра «Закончи предложение».

Задачи: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: предложить ребенку закончить предложения:

• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

 

Игра «Назови три слова».

Задачи: активизировать словарь.

Описание: предложите ребенку закончить предложение:

- Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

- Что можно варить?

- Что можно читать?

- Чем можно рисовать?

- Что может летать?

- Что может плавать?

- Что (кто) может скакать? И т. д.

       

Игра «Моя семья»

Взрослый показывает на члена семьи и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

 

Игра «Отгадай предмет по его частям»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.

- Четыре ножки, спинка, сиденье (стул)

- Корень ствол, ветки, листья (дерево)

- Носик, крышка, ручка, донышко (чайник)

- Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)… и т.д.

 

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Взрослый бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.

 

Дидактическая игра «Маленький гномик»Хочу такой сайт

Взрослый рассказывает сказку - Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай:

у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

 

Дидактическая игра  «Два – две»

Взрослый - «Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца                      

стул – два ..стула                                    

вишня – две…вишни

стол - два…стола                                    

слива – две…сливы

кот - два …кота                             

Также счет можно продолжить…три, четыре, пять, шесть и т.д.

кошка – три…кошки

тюльпан – четыре …тюльпана               

роза – пять…роз

помидор – шесть…помидор и т.д.         

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (с мячом)

Взрослый бросая мяч ребенку, называет слова а ребенок, возвращая мяч называет лишнее слово. 

Например: «лошадь, кошка, собака, щука. (лишнее щука)».

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

рубанок, стул, молоток, пила,

снег, мороз, жара, лед

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб.

       

Игра «Что бывает круглым?» (с мячом)

Взрослый бросая мяч ребенку, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

Игра «Животные и их детёныши» (с мячом)

Взрослый бросая мяч ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 

Также можно поиграть с ребенком в тактильную игру:

 

Игра «Какой овощ, фрукт?»

Взрослый нарезает овощи и фрукты, ребенок их нюхают и пробуют на вкус.

Взрослый даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» и т.д.

 

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

 

                Подготовила учитель- дефектолог

Балашова Н.А.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.04.2020

Дата обновления: 10.04.2020

Дата публикации: 10.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».