09.04.2020
Консультация
для родителей
«Играем в
речевые и развивающие игры дома, развития речи в 4-5 лет»
Развивая речь –
мы вступаем на путь познания
Развивая мысль –
мы приближаемся к знанию
А. П.
Кондарев
Речевое
развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая
детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и
непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память,
кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические
исследования показывают, что дети средней и старшей группы более любознательны,
самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности,
нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:
• приобретаются
навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
•
расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто
употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто
употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
• речь
постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное
употребление слов).
Кроме того,
в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится
ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и
общественное воспитание.
В возрасте 4
– 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют
их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление
закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне
речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение
активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность
полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря,
употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит
к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например,
неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые,
педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать
правильный образец употребления слов.
Объединение
усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет
к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение
правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое
влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание
родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной
выразительности речи.
Интонационной
выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,
в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений,
инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью
детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда
осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте
прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией.
Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных
произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи,
учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении.
Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных
ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании
дошкольников.
Развитие
фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно
слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить
на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но
и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим
помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте,
придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы,
разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но
и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном
возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так
как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от
степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой
моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом.
Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток,
вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. –
подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из
задач развития речи.
Развиваем речь, играя
(домашняя игротека)
Очень важно
содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения.
Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его
самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к
окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами
окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми
обогащается словарь ребенка. Речь не передается по наследству, ребенок
перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью
находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться
от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу
ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он,
скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться
к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную
информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для
себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни
были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он
делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему
книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал
удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но
и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и
четко произносить звуки в словах.
Овладение
речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим
развитием. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка
только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного
детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир,
отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во
многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним
разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и
повышает уровень общения дошкольника.
Поиграйте с
ребёнком. Это принесёт ему пользу, а вам радость от общения с ним!
Игра «Закончи предложение».
Описание: детям
предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его...
куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В
конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что...
(заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая
погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от
собаки).
Игра «Назови три слова».
Описание: предложите
ребенку закончить предложение:
- Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно
рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Игра «Кто кем был или что чем было».
Описание: Взрослый
задает вопрос - кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь
(жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей),
рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед
(железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Моя семья»
Описание. Взрослый показывает на члена семьи и
спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным
предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду,
шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в
шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
Игра «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их
надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в
волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч,
красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Игра «Угощаю»
Взрослый - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг
друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему,
и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые»,
«соленые», «горькие» слова.
Игра «Ласточки и люди»
Взрослый рассказывает историю - Ласточки высоко летают
и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
-У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
-У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
-У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
-У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
-У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
-У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
Игра «Приготовим сок»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
- Из яблок сок…
(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из
моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились?
А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: - Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади…
(жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
Ига «Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к
какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть
ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
- Четыре ножки, спинка, сиденье (стул)
- Корень ствол, ветки, листья (дерево)
- Носик, крышка, ручка, донышко (чайник)
- Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)… и т.д.
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова,
которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши
красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.».
Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и
говорит правильно.
-Конура залезла в собаку.
-Лужа перепрыгнула через меня.
-Стул залез под котёнка.
-На лягушку прыгнула трава.
-Кустик спрятался за ёжика.
Игра «Перепутанница»
Взрослый - Жили-были слова. Однажды они веселились,
играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: «ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са
– ги (сапоги) и пр.)»
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Взрослый бросая мяч ребенку, называет первое слово
(например, шар, а ребенок, возвращая мяч называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству
окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук —
жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло
— креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.
Игра «Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на
предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать
как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Также можно поиграть с
ребенком в тактильную игру:
Игра «Какой овощ, фрукт?»
Взрослый нарезает
овощи и фрукты, ребенок их нюхают и пробуют на вкус.
Взрослый даёт образец:
«Помидор сладкий, а чеснок острый» и т.д.
А в
заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и
педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!».
Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а
правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!
Подготовила
учитель- дефектолог
Балашова
Н.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2020
Дата обновления: 10.04.2020
Дата публикации: 09.04.2020