Игры на развитие речи для детей от 5-6 лет

10.04.2020

"Два брата"

 

 Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

 

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

          Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

          Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

   

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

 

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

 

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

 

           Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

 

Яблоко сладкое, а яблочко …                           (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка …                                 (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка …                                (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко …                                  (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко …                          (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …           (пушистенький).

Дом низкий, а домик …                                       (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка …                  (вкусненькая).

"Магазин посуды"

 

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

 

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

           Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом.

Мне нужна посуда для супа - супница.

 Посуда для салата - салатница;

посуда для хлеба - хлебница;

посуда для молока - молочник;

посуда для масла - маслёнка;

 посуда для конфет - конфетница;

посуда для сухарей - сухарница;

посуда для соли - солонка;

посуда для сахара - сахарница.

 

           После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

 

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

 

"Два приятеля" Хочу такой сайт

 

Цель: развитие словаря синонимов.                                     

Придумай слова-приятели к данным словам:

крошечный - (маленький);

смелый - (храбрый);

прекрасный - (красивый).

 

 

"Выбери правильное слово"

 

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

 

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

         Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

 

"Найди картинку"

 

Цель: развитие анализа и синтеза.

           Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

            Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

·        аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

·        рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

·        причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

·        шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

·        эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

 
 

"Скажи наоборот"

 

Цель: расширение словаря антонимов.

           Для этой игры нам понадобится мяч.

           Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

           Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

 

ДРУГ … ВРАГ                ДЕНЬ … НОЧЬ

ХОРОШО … ПЛОХО                                            ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ                             

 

ЖАРА … ХОЛОД                  ПРАВДА … ЛОЖЬ

ТРУДНО … ЛЕГКО                                                БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ                                           ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ВЫСОКО … НИЗКО                                             

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)           ЗЛО … ДОБРО                                                      

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ                                    

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.04.2020

Дата обновления: 10.04.2020

Дата публикации: 10.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».