08.04.2020
Консультация для родителей
«Как научить ребенка правильному поведению
при пожаре»
Основы воспитания детей
закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна
начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика
любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И,
конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся
явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок
встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул
зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо
полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг
ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить
своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства - немедленно
возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к
сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После
того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже
жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей
опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему
пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об
опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в
обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком
на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих
играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд.
На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера,
требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка
ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не
подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки,
обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их
достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение,
что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может
взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость
учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные
фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к
спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их
жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов,
интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих
действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время,
когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом
присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением
пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок,
на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я
сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек.
Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и
безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами
родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают
любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к
самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с
пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий
простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов,
важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если
это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо
периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест
потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
- Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в
укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт
самосохранения.
- Ребенок может кричать от страха, но если шок от
события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча
прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и
повышает риск гибели.
- Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах,
принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже.
Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог
остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении
огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя
поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни
в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении
позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в
которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно
вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться
пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени
(плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то
нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им
по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного
аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и,
конечно, ваш);
- в случае небольшого возгорания на улице, если нет
проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
- не тушить огонь в квартире самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при
условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по
лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня в ванной
комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче,
поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во
время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для
профилактики пожарной безопасности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2020
Дата обновления: 10.04.2020
Дата публикации: 08.04.2020