07.04.2020
Игры
для дошкольников 5-6 лет.
Игры на развитие связной речи
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: родитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети,
возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Родитель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?»,
«Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление
употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с
предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, родитель задаёт
вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
родитель: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
родитель:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать
полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: родитель, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в
предложении.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок,
возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
родитель:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,
воображения, ловкости.
Ход: родитель, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо
животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к
названному животному.
родитель:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных
признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное,
а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
родитель:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти,
ловкости.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок,
возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
родитель:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и
способов их образования.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а
ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
родитель: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды
поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше,
а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных
окончаний.
Ход: родитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или
животное, а ребёнок, возвращая мяч ребенку, отвечает на вопрос, кем (чем) был
раньше названный объект:
Цыплёнок –
яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь –
жеребёнком
Шкаф – доской
Корова –
телёнком
Велосипед – железом
Дуд –
жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба –
икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка –
головастиком
Сильный – слабым
Бабочка –
гусеницей Взрослый
– ребёнком
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: родитель за ширмой играет на различных музыкальных
инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что
звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным
признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных
сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с
зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние
явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: родитель на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите
внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите
внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а
педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют
овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное,
обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,
подходящее к данному прилагательному.
родитель:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных
прилагательных.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а
ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
« Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать
способность к обобщению.
Ход: родитель, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит
определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён
существительных.
Ход: родитель бросает мяч детям, называя имена существительные в
единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во
множественном числе.
Пример:
Стол –
столы
стул – стулья
Гора –
горы
лист – листья
Дом –
дома
носок – носки
Глаз – глаза
кусок – куски
День –
дни
прыжок – прыжки
Сон –
сны
гусёнок – гусята
Лоб –
лбы
тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: родитель задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают
на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы:
Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление
навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, родитель называет какое-либо животное, а
ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа
требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя –
оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок,
у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у
овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие
воображения, памяти, ловкости.
Ход: родитель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший
мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов,
развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: родитель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно
каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому
обобщающему понятию предметы.
родитель:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2.Родитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
родитель: Дети:
Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной
речи, воображения.
Ход: родитель задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу,
рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Родитель: Дождь.
Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и
будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Родитель:Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много
хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Родитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например,
шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова
можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в
речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: родитель бросает мяч ребёнку и произносит сочетание
существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ
называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть»,
«семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.
Подготовила: Дещица Н.И., учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2020
Дата обновления: 09.04.2020
Дата публикации: 07.04.2020