26.03.2020
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее
время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и
речевого развития.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием
и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,
применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, и нетрадиционные
формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных
логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть,
"Джок" – стопа).
Основанная на традиционной акупунктуре и восточной
медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного
воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук
и стопах. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение
никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив
нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев,
сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые
слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь
и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы
активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи
способствует развитию мышления.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука
является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны,
которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного
мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и
управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости
друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук
“тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную
деятельность. Поэтому Су - Джок терапия может быть направлена на воздействие на
зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
В коррекционной работе приемы Су - Джок терапии можно
использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития
мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из
эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной,
эмоционально-волевой сфер ребенка.
Задачи терапии:
•Воздействовать
на биологически активные точки по системе Су –Джок.
•Стимулировать
речевые зоны коры головного мозга.
•Нормализовать
мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
•Содействовать снижению двигательной и эмоциональной
расторможенности, нормализовать тонус.
•Совершенствовать навыки пространственной ориентации,
развивать, память, внимание.
Можно использовать Су - Джок - массажеры в виде
массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие
орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные
колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и
письмом, в течение 1 минуты.
Пути
реализации Су - Джок терапии:
•
Работа по знакомству с Су - Джок,
приемами его использования.
•Работа с детьми (организация деятельности на
занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
•Создание развивающей среды (приобретение массажных
шариков, составление картотек игр, упражнений).
Этапы проведения Су – Джок терапии:
I этап.
Знакомство детей с Су - Джок, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су - Джок в соответствии с потребностями и
желаниями.
Форма организации работы с Су - Джок массажерами может
быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Используя элементы Су - Джок терапии, возможно
использование следующих методов и приемов работы:
• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони
находится множество биологически активных точек, эффективным способом их
стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между
ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
• Массаж эластичным кольцом, которое помогает
стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется
на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом
профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным
кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей
пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту
процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и
эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют
головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде
мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до
стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь
организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову
человека.
• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп
осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам,
коврикам с пуговицами и т. д.
В логопедических целях Су – Джок терапия совместно с
пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием
активизирует развитие речи детей.
Все перечисленные приемы рекомендуются к использованию
в домашних условиях.
Формы работы с детьми:
•
Пальчиковая гимнастика
•
Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие
памяти, внимания
• Выполнение
гимнастики
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с
использованием элементов Су - Джок терапии при нормализации мышечного тонуса и
стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения
(развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков
пространственной ориентации, развития мелкой моторики рук и пр.)
Творческий подход, использование альтернативных
методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному
проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и
детей в детском саду.
В результате
использования Су - Джок терапии:
•
осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
•
стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
•
развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание,
память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления
полноценной учебной деятельности.
Неоспоримыми достоинствами использования на практике
элементов Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – сокращаются сроки
коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение
никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать
и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата
проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок
шариков. Они свободно продаются в
аптеках и не требуют больших затрат.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая
гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и
формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить
эффективность коррекционной деятельности в условиях детского сада и в домашних
условиях.
Васильева Ольга
Анатольевна,
педагог - психолог
Лизогуб
Анастасия Александровна,
педагог - психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.03.2020
Дата обновления: 26.03.2020
Дата публикации: 26.03.2020