Активное занятие с родителями в группе от 6 до 7 лет «Мастера и рукодельницы»

04.03.2020

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 15 «Югорка»

   

«Социокультурные истоки»

           

Конспект проведения активного занятия с детьми  подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Социокультурная категория - «Традиции дела»

Тема - «Мастера и рукодельницы»

                       

Выполнила воспитатель:                                                                      Аминева Людмила Александровна

ЦЕЛЬ: создание условий для активного приобщения воспитанников к базисной социокультурной категории «Традиции дела».

Задачи:

Обучающие:

- способствовать первоначальному освоению и дальнейшему наполнению социокультурной категории «Традиции дела».

Развивающие:

- создать условия для развития детей умения слушать друг друга;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям труда (мастерам и рукодельницам).

 

Предварительная работа

1.Экскурсия в музей быта «Русская изба»

2.Беседы: «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду»

3.Знакомство с промыслами и ремёслами.

4.Рассматривание альбомов «Дымковская слобода», « Хохломская роспись», 

«Керамика и глиняная игрушка», «Льняной промысел», «Кострома - льняная столица»

5.Чтение художественных произведений: сказ П. П. Бажова «Каменный цветок», рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

6.Чтение и отгадывание загадок об инструментах.

    Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде, мастерах.

7.Рассказывание родителей детям о своих профессиях, любимом деле.

 

Материал к развивающему занятию

1.Выставка изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами.

2.Карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

3.Фонограмма для хороводной игры.

   

 

                     

(Дети входят в группу, встают в полукруг)

Ход  занятия.

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Воспитатель:

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Воспитатель:

Ребята, о чём говорится в стихотворении?

(ответы детей)

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, что значит – трудиться? (ответы детей)

(трудиться - это выполнять какое-то действие, работу, где надо приложить старание, усердие, терпение, умение и главное – должен получиться какой- то результат и польза для других.)

Воспитатель:

 

Ребята, мы с вами много говорили о народных промыслах и ремёслах нашей Родины . Давайте вспомним, чем славится русская земля.

(Костромская роспись, Хохлома, Гжель, Дымка керамика и глиняная игрушка, льняной промысел, вышивание, резьба по дереву)

Настоящих мастеров и рукодельниц в России   любят и помнят. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят «Каков мастер, такова и работа»

Как вы понимаете эту пословицу? (Размышления детей.)

Воспитатель:

 - Послушайте, пожалуйста, народную поговорку «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей. Человек по-настоящему знающий своё дело, не боится его выполнить. Очень искусный в своём деле человек).

- Да, они в одном, своём  деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – матер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока.

- А вот про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки». Как вы это понимаете? (Ответы детей).

Ответ ребенка:

- Да, это человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь и т.д.

 

Какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о труде и мастерах?

Разговор в круге.

Воспитатель:

Дети, во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся, главным образом, глубокой любовью к выполняемой работе.

Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.

 

Расскажите, кем в будущем вы хотите стать, чем вы хотите быть полезными людям? (Размышления детей)

Кого можно назвать мастерами и рукодельницами? (Ответы детей)

Каждому виду труда характерны определенные действия. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Лён»

Воспитатель:Хочу такой сайт

Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.

Я предлагаю вам пройти за столы и выполнить задание.

 

2. Индивидуальный этап

Воспитатель:

Дети, вначале каждый из вас будет выполнять задание самостоятельно. Возьмите и внимательно рассмотрите карточки, на которых слева изображены люди разных профессий, а справа- продукт их труда. Вам нужно соединить линией иллюстрации, соответствующие друг другу.

Приступайте к самостоятельной работе.

На это вам дается три минуты (Время отслеживается по песочным часам).

     

3. Работа в паре

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам выполнить эту работу в паре. Возьмите другую карточку. Внимательно рассмотрите ее, обсудите, выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе. Договоритесь и решите в паре, кто будет рассказывать о проделанной работе. На эту работу вам дается еще 3 минуты.

 

Парная работа детей:

Звучит народная музыка.

 

Дети выполняют работу в паре, делегируют друг другу право на высказывание, представляют результаты парного тренинга.

Воспитатель:

Ребята! Вы молодцы! Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению.

   

Воспитатель:

- Дорогие дети! Спасибо вам за дружную работу. Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались, приходили к единому мнению.

 

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

Ой, ребята, посмотрите!

У нас в мастерской сундук стоит.

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Достаёт из сундука тряпичную куклу.

Воспитатель:

- Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы). Из каких материалов они сделаны? (Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани). Что умеют делать ваши игрушки? (Двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать). Откуда они берутся? (Их делают на фабриках, они продаются в магазинах).

-  А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.

- До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.

- Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? (Ответы детей).

Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.

         Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

 - она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом.

         В Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут: «Чтобы дети были у вас хорошие да много».

Ею играли дети в каждой семье, особенно деревенской; в их избах их было до сотни!

         Таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой – и вот простейшая кукла готова.

         С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани – выглядели они как настоящая одежда. Часто кукольные наряды и головные уборы были этнографически точны. Кукле обязательно пришивали косу. А вот лицо не делали – она  оставалась «безликой». Но почему же, однако, при всем тщательном исполнении одежды, куклы оставались безликими?

         «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку.

 По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.

          Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.

- Сегодня мы с вами будем делать весенний оберег-куклу мартиничку.

- Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

- Мы с вами на прошлых занятиях сделали заготовки для тряпичных кукол. Сегодня мы с вами продолжим делать нашу куклу до конца.

- Ребята, перед вами заготовки куклы. Туловище с головой и руки. Вам нужно разделить туловище на две половинку.   Между ними положить руки куклы, затем закрепить под ними нитками и сделать обережный крест на груди и спине. Вот и кукла готова. Приступайте к самостоятельной работе.

4.Самостоятельная работа под народную музыку.

Воспитатель:

- Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами.

 - Ой, какие красивые куколки  у Вас получились.

По окончании  дети встают в круг и строят

5.«Пирамиду добра».

Воспитатель:

- Ребята, давайте,  наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.

- Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает воспитатель: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.

Воспитатель тихонько раскачивает ее со словами:

- Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Воспитатель:

-  Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц,  прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Звучит народная музыка, дети выходят из зала.

6.Экспертная оценка

Оценка воспитателя с опорой на наглядность:

Мастерство кузнеца проявляется даже в таком деле, как изготовление подковы для лошади.

Кружевница – большая искусница плетения кружевной сказки.

Художник – его тонкие руки умело передают в рисунке красоту окружающего мира.

Столяр – мастер по дереву, он создает красивую мебель.

Швея – шьет рубашки.

Плотник – строит дом.

Повар – печет вкусные пироги.

 

7.Рефлексия

Воспитатель:

Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, на рисовании, лепке вы пробовали себя в роли мастера. Давайте поразмышляем о том, какими качествами должен обладать каждый мастер? (Ответы детей).

 

Спасибо вам, ребята, за вашу дружную и активную работу. Я думаю, что, когда вырастете, вы тоже станете мастерами своего дела.

 

Просмотров всего: , сегодня:

№8 Активное занятие Мастера и рукодельницы для детей от 6 до 7 лет.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 05.03.2020

Дата обновления: 01.04.2021

Дата публикации: 04.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».