Активное занятие «Русская изба»

25.02.2020

                    

Конспект активного занятия детей с родителями «Русская изба».

                                   
Цели:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Развивать связную монологическую речь

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.                                                                                                                 

6.Лепка из соленого теста - птичка-жаворонок.

Цель: Развитие творческого воображения, познавательной активности. Знакомство с технологией изготовления изделий из соленого теста.

Оборудование и материалы:                                                                                                  

1) мука (пшеничная), соль «Экстра», холодная вода, немного раст.масла,  кисть, стеки, чёрный горошек.                                                                                                              2)Аудиозаписи  «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (П.И.Чайковский), «Жаворонок» (М.Глинка)

3)Плакаты и образцы изделий из соленого теста.  

 

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия.

Воспитатель:  Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и нашим гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение весь день.

Мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Я  про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем нашим  мамам и папам  о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Воспитатель: Вот наша изба.

Основная часть:

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Воспитатель:  А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей и родителей).

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

 А посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Дима Ш.: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками читают с мамой).

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.Хочу такой сайт

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

Данил Кр.  С мамой.                                                                                                                   7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

Майя Ш.(с мамой).                                                                                                      

11. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

12. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

13. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

14. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Дима Ш.                                                                                                                                 

Гости, вам понравились загадки?

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2 Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3 Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4 Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5 Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

На Руси в прежние времена всегда зазывали Весну, пекли птичек-Жаворонков.И праздник этот назывался «Масленица». Встреча жаворонков».  У русских повсюду существовала вера в то, что в это время  в тёплых странах, птички готовятся к отлёту на Родину, и первая из них – жаворонок.

На Масленицу пекли «жаворонков», и чаще с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бегали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и кричали заклички:

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

То есть, во многих закличках говорилось, что настало время зиме и весне поменяться местами.

Сегодня мы с вами будем лепить птиц из соленого теста . Мы уже с вами лепили маленькие подвески из соленого теста. Давайте вспомним: 1) что нужно, чтобы изготовить тесто?  (мука, соль, вода); 2)для чего добавляют соль? (для лучшей сохранности); 3)что делать, чтобы тесто стало цветным? (добавить гуашевые краски или пищевые красители).

Рецепт теста: 2 стакана муки(пшеничной), 1 стакан соли (мелкой), 0,5 стакана воды, немного растительного масла. Тесто хорошо вымешивается. Узоры можно выложить из зернышек: для этого место, куда кладут зернышки, предварительно смачивают водой. Чтобы соединить части изделия, их смачивают мокрой кисточкой и они склеиваются (благодаря клейким свойствам муки).

Выполнение работы: Раскатайте тесто толщиной 1 см, а фигуру вырежьте по шаблону. Выровняйте края смоченной в воде кисточкой. Украшаем птичку (используя куски теста, перец – горошек, и др.)

- Ну, что, гости, понравилось вам у нас в гостях?

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и пекли много интересных изделий из теста..

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.02.2020

Дата обновления: 26.02.2020

Дата публикации: 25.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».