22.01.2020
СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Личностно-социальная готовность ребенка к школе.
Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью.
С началом школьной жизни
ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми.
Социальная готовность
ребенка к школе включает в себя готовность к совсем другому общению, другому
отношению к себе, окружающему миру.
Ребенок в первую очередь
должен понять, что он больше не сможет следовать только по своему желанию.
Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других и
воздержаться от собственных мыслей. Очень важно приучить ребенка слушать, а
также выслушать до конца.
Социальная готовность к
школе заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как
необходимо общаться друг с другом.
Жизнь класса не проходит
без конфликтов. Здесь очень важно научить детей решать эти конфликтные
ситуации. Учить их разговаривать друг с другом, совместно искать пути их решения
и др.
Достаточно важной
предпосылкой готовности детей считается коммуникативная готовность ребенка к
школе, то есть способность ученика общаться с учителем на осознанном уровне.
Первые задатки поведения
ребенок получает в семье. Ведь именно родители учат детей искусству общения.
Ведь взрослые могут научить детей общению на собственном примере. Например,
если в семье принято в корректной форме просить о помощи, а также предлагать
ее, то и ребенок будет демонстрировать это в соответствующих условиях. Он как
бы впитывает в себя все это. Если взрослые часто рассказывают в семье о своих
интересах и увлечениях, проблемах, а также внимательно выслушивают собеседника,
то ребенок естественно научится этим навыкам, которые станут неотъемлемой
частью индивидуального коммуникативного стиля ребенка.
Очень важным моментом
считается и отношение в семье к ребенку. Если ему постоянно говорят, чтобы он
не вмешивался тогда, когда говорят взрослые, то навряд ли ребенок будет в
общении с учителем проявлять большую инициативу. Но должна быть исключена и
такая крайность, когда ребенок постоянно перебивает взрослых, и не относится с
уважением к родителям.
Постоянное общение с
ребенком поможет ему преодолеть стрессовые ситуации, которые появятся в первые
дни обучения. Обязательно внушайте ребенку, что он всегда может положиться на
взрослых, ему всегда будет оказана помощь и поддержка.
Школьник должен быть готов
к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать
себя и ставить какие-то ограничения.
К сожалению, многие дети
оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут
рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно
выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.
Зачастую отсутствие этого
компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его
неспособности сделать задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не
ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками
– в том числе, и опыта разруливания конфликтных ситуаций и принятия совместных
решений.
Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную
готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от
него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает
контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции,
«помогая» ему знакомиться.
Если у Вас домашний
ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать
его к коллективу.
Очень важна для формирования личностно-социальной готовности
ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои
способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы
при обучении в школе.
Ø У ребенка, готового к
школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками
Ø Он должен уметь
устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит
отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех
отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет
пример.
Ø Для оценки социальной
готовности к школе рекомендуется проверить:
- легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
- умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
- соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
- умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли
поддержать беседу
В
заключении можно сказать, что важно
верить в возможности своего ребенка и в себя. Ребенок очень
быстро адаптируется к новым условиям. Главное, соблюдать терпение и понимание,
правильно отреагировав на любую ситуацию.
Подготовил:
социальный педагог Г.Ф. Шаймуратова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2020
Дата обновления: 03.04.2020
Дата публикации: 22.01.2020