16.01.2020
В современном обществе проблема сохранения и
укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это
объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования,
соответствовать которым могут только здоровые дети. А о
здоровье можно говорить не только при отсутствии
каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного
нервно-психического развития, высокой умственной и физической
работоспособности. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим
развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют
возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных
возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут
ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное
воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми,
жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.
Важнейшим условием воспитания здорового
ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное
воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет
имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется,
прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и
физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью
его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль
в формировании двигательной активности принадлежит взрослым. Многое
зависит от создания рационального двигательного режима в семье, включающего
организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной
деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и
физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с
родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.
Родителям следует позаботиться о создании
физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование
физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка,
позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют
базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов
упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах,
езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду
движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата.
Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо,
кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций.
Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба
по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки
на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на
санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.
Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на
лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и
профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы
(колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые
доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения,
выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и
другими предметами.
Для ребенка 4-7 лет можно приобрести какой-нибудь
спортивно-игровой комплекс или самим оборудовать физкультурный уголок
и постепенно дополнять его разными пособиями.
На комплексе можно выполнять самые разнообразные
движения: лазанье по канату, подвесной лестнице; висы на перекладине, кольцах;
качание на качелях и вертикальных лианах; удерживание равновесия на наклонной
лесенке. При этом занятия могут носить сюжетно-игровой характер: «Поездка на
парусном корабле», «Кругосветное путешествие», «Мы – спортсмены» и т.д. Это
привлекает детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,
в результате чего они постепенно овладевают новыми и более сложными видами
движений.
Надежным средством профилактики гиподинамии у детей 5-7 лет
являются тренажеры. Кроме того, они способствуют развитию таких физических
качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, сила и общая выносливость.
Для укрепления разных групп мышц и развития
выносливости можно приобрести детские тренажеры: велотренажер – для
укрепления мышц ног и развития выносливости; брусья – для укрепления мышц
рук и брюшного пресса; скамью наклонную – для тренировки мышц брюшного пресса;
тягу – для укрепления мышц рук и плечевого пояса, туловища.
Тренажеры можно расположить недалеко от свободной стены.
Помните: занятия на тренажерах
повышают эмоциональный тонус детей, активизируют их двигательную и
познавательную деятельность, формируют такие нравственно-волевые качества,
как выдержка, решительность, смелость, самостоятельность,
дисциплинированность. Кроме того, систематические занятия на тренажерах
развивают любознательность, творческое воображение, бережное обращение с физкультурными
пособиями.
Также можно приобрести тренажеры, которые не
занимают много места и удобны в пользовании (их можно хранить в ящике,
расположив его в углу комнаты): детский эспандер – для развития мышц плечевого
пояса; диск «Здоровье» – для укрепления мышц туловища и ног. Гантели и
гири – для укрепления рук и плечевого пояса; массажеры «Колибри» –
для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног; мяч-массажер – для массажа
разных частей тела; резиновые кольца – для развития и укрепления кистей рук;
гимнастические ролики – для развития координации; большие гимнастические мячи –
для развития гибкости позвоночника и координации движений. С ними хорошо
выполнять разные комплексы общеразвивающих упражнений на утренней
гимнастике и после дневного сна.
Вовлекайте своих детей в игры и упражнения,
направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости. Например:
·
Прыгни и повернись.
Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по
сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.
·
Быстро переложи мяч.
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч.
По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади
себя.
Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом
возвращается на место.
·
Проведи мяч.
По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной
линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.
·
Волчок.
Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться
кругом.
·
Догони обруч.
Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и
снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.
·
Юла.
Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким
движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем
быстро отпускает руку и ловит обруч.
·
Удочка.
Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает
через веревку, стараясь не коснуться ее.
Эти игровые упражнения в значительной мере помогают
скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его
веру в свои силы и возможности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.01.2020
Дата обновления: 20.01.2020
Дата публикации: 16.01.2020