16.01.2020
Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не
остановиться на такой важной проблеме, как нарушение осанки. Очевидно, к числу
важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей,
сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий
и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц,
неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше
начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения,
чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и
боли в мышцах туловища.
Осанка формируется с самого раннего детства
и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы,
связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития,
физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет
к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов,
что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Следует помнить, что лечить всегда труднее,
чем предупредить развитие патологического процесса.
В толковом словаре В. И. Даля записано:
«Под осанкой подразумевают стройность, величавость, приличие и красоту».
Развивая это определение, необходимо дополнить, что осанка – это «основа
здоровья». В практической работе понятие «осанка» характеризуется как
непринужденное положение человека в покое и при движении.
Нарушение осанки постепенно приводит
к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции
позвоночника, что в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной
нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником
многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной
слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.
Важно раньше начать
профилактику дефектов осанки и
коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не
возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в
мышцах туловища.
Корригирующая гимнастика – это комплекс
специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и
устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие
упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную
тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития,
подготовленности и состояния здоровья.
Для формирования правильной осанки
необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц
разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного
положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали
дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение
с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном
мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.
Корригирующие упражнения могут
проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием
различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.
Выполняя упражнения, ребенок должен
почувствовать и запомнить правильное положение тела.
В целях предупреждения плоскостопия следует
использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на
пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т.
п.
При деформации стопы применяются
специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы
и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и
разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и
другие.
Корригирующие упражнения необходимо
выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку)
– лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы
вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.
Для полной реализации программы в условиях
детского сада необходима помощь родителей. Каждый любящий родитель хочет
видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый
ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически
развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут
утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.
Отношение родителей к физическому
воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на
формирование детских интересов и предпочтений. Воспитанию у ребенка устойчивой
привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример
родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.01.2020
Дата обновления: 20.01.2020
Дата публикации: 16.01.2020