Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» для детей в возрасте от 5 до 7 лет

03.09.2018

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»

для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Программное содержание:

Обобщить и закрепить знания детей о семье. Формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях ее членов; познакомить с правилами почитания и уважения старших.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни.

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Освоение содержания образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:

игровая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации:

фотографии медведей из сказки «Три медведя», пирамидка с тремя кольцами, индивидуальные листы, простые карандаши (по количеству детей), ромашки с отрывными лепестками, модель домика (на каждого ребенка), силуэты членов семьи (мамы, папы, дети).

Ход деятельности

Мотивационно-побудительный этап.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло письмо. Хотите узнать, что в нем?

Дети. Да!

Педагог (вскрывает письмо). В письме фотографии медведей из сказки «Три медведя», домики, силуэты разных членов семьи. А вот еще и записка: «Ребята, мы очень хотим узнать, что такое семья и кто такие родственники».

- Ребята, наши гости не знают, что такое семья, кого называют родственниками, а вы знаете? Я предлагаю сегодня поискать ответы на эти вопросы.

Организационно-поисковый этап.

Педагог. Ребята, а как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей.) Правильно, ребята, семья - эго близкие и родные люди. Скажите, кого называют родственниками? (Бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев.) Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. Что означает слово «род»? Если объединить ваши ответы, можно сказать так: род - одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи - бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, стали мудрыми, к ним можно обратиться за советом.)

А у вас Сеть братья, сестры, дедушки и бабушки? А как живут члены одной семьи - вместе или раздельно? Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Как о вас заботятся в семье? Какие чувства вы испытаете к своим родным? (Ответы детей.)

Мы уважаем и любим их за то, что они дали нам жизнь. Что значит уважать и почитать? (Высказывания детей.) Давайте подытожим все, о чем вы рассказали, и проговорим правила почитания и уважения старших.

Нельзя!

Огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками; бездельничать, когда все вокруг трудятся (плохо передаваться праздности); смеяться над старостью и пожилыми людьми - это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить к ним и приходить на помощь, утешать их и помогать им. Нельзя вступать в споры, пререкания с уважаемыми взрослыми людьми; выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать что-либо; до-пускать, чтобы мать давала тебе то, что она не может взять себе: лучшую конфету, угощение, а если и дают тебе самое лучшее, то обязательно нужно делиться; не выполнять запретов старших людей; нужно не оставлять старшего, больного и слабого человека в одиночестве, если у него никого нет, кроме вас; нельзя обижать девочку, девушку, маму.

Педагог (показывает детям трафареты домиков). Ребята, что это? (Домики.) Хотите в таком домике жить? (Да.) Выберите себе домик, который вам нравится, и поставьте там себя. (Дети берут свою схематичную модель.) Хорошо вам в вашем домике? (Да.) А не скучно жить одному? (Различные ответы детей.) Ребята, а кто вас будит утром, чтобы в детский сад не опоздали? (Мама.) А вы любите свою маму? (Да.) А как зовут вашу маму? (Ответы детей.) А за что вы ее любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги.) Значит, какая мама у вас? (Добрая, ласковая, заботливая.) А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да.)

Дети помещают готовый трафарет мамы в домик и радуются.

- Ребята, кто в вашей семье водит машину? (Чаще всего папа.) А вы папу своего любите? (Да.) Как зовут вашего папу? За что вы его любите? (Ответы детей.) Что он делает хорошего? (Покупает игрушки, конфеты, катает на машине.) Значит, папа у вас какой? (Хороший, сильный, умный, добрый.) Хотите поселить папу в свой домик? (Да.) Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик? (Да.)

Педагог. Вот мы и заселили наши дома. Настало время отдохнуть

Динамическая минутка

«Три медведя» (по М. М. Борисовой).

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним, поменьше ростом,

А сынок - малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Маршируют на месте.

Поднимают руки вверх.

Вытягивают руки вперед на уровне груди.

Ставят руки на пояс.

Имитируют игру с погремушкой.

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Педагог. Семья бывает большой и маленькой, но главное - в семье всегда должна быть любовь, дружба и уважение. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

Словесная игра «Распредели обязанности».

Ход игры. Педагог называет действие, а дети договариваются, кто это делает: зарабатывает деньги (папа), ходит на работу (папа), шьет (мама); гуляет с внуками (бабушка), учит уроки (брат, сестра), гладит (мама) и т. д.

Педагог. Молодцы! Обязанности распределили, а теперь давайте посмотрим, какие вы помощники. Вы любите заниматься домашними делами? Давайте проверим!

Задание на индивидуальных листах (на них изображены предметы).

Что потребуется папе для ремонта? (Краска, кисточка, шпатель, стремянка и др.)

Бабушке для вязания? (Спицы, пряжа.)

Брату для прогулки? (Ботинки, куртка, шапка.)

Маме для уборки? (Пылесос, швабра, веник.)

-Чтобы гладить, потребуется... (утюг).

Хорошо, теперь мы все видим, что вы настоящие помощники.

Педагог. Наши медведи любят загадывать загадки. Давайте попробуем их отгадать.

Ласково и нежно деток обнимает,

Лучшими словами в мире называет.Хочу такой сайт

Самая красивая, самая родная,

Это же, конечно, ... (мама) дорогая.

Кто в семье высокий, смелый,

Самый сильный и умелый? (Папа.)

Волосы седые, добрые глаза,

Всех внучаток любит ... (бабушка) моя.

Добрый, бородатый - это папин папа,

С внуками играет. Кто ж его не знает?! (Дедушка.)

Игра «Детеныш и его мама».

Ход игры. Работа на индивидуальных листах. Дети соединяют линиями маму и детеныша, проговаривая действия вслух

У ягненка мама - ... (овца).

У козленка - ... (коза).

У жеребенка - ... (лошадь).

У цыпленка - ... (курица).

У теленка - ... (корова).

У тигренка - ... (тигрица).

У олененка - ... (олениха).

У гусенка - ... (гусыня).

У поросенка - ... (свинья).

У лисенка - ... (лисица).

У львенка -... (львица).

Педагог. Быстро вы справились с загадками, знаете, у кого какая мама. А теперь скажите, как ласково вы называете маму, папу, бабушку, деда. Я предлагаю еще одну игру на ромашках.

Игра «Назови ласково».

Ход игры. Дети отрывают лепестки ромашки и называют слова, затем образуют от них уменьшительно-ласкательные формы).

Бабушка - ... (бабуля, бабулечка, бабуся).

Папа - ... (папуля, папуленька).

Сын - ... (сынок, сынулечка, сыночек).

Мама - ... (мамочка, матушка, маменька).

Дочь-... (доченька, дочурка).

Педагог. Не устали? (Нет!) Тогда еще одна игра.

Игра «Подарки слов».

Ход игры. Мальчики будут говорить слова, обозначающие качества человека, о дедушках, а девочки - о бабушках (но про-тивоположные по смыслу).

Сильный - ... (слабая).

Грустный - ... (веселая).

Быстрый - ... (медлительная).

Вспыльчивый - ... (спокойная).

Хмурый - ... (улыбчивая).

Внимательный - ... (рассеянная).

Молчаливый - ... (говорливая).

Рефлексивно-корригирующий этап.

Педагог. Да, ребята, хорошо, что у вас есть семья, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают, весело живут все вместе. Нам пришла пора прощаться, и я предлагаю всем вместе прочитать стихотворение.

Этюд «Утреннее фото».

Дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая чтение жестами и движениями согласно тексту.

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку

Руку луч тебе протянет,

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым,

Все прибрав, иди к ней прямо.

И скажи ей: «С добрым утром!»

И потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам.

И веселым, интересным День твой должен получиться.

А. Костецкий

Педагог. До новых встреч!

Используемая литература:

1. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности, авт.-сост. С.М. Панина. – Волгоград: Учитель. – 151с.

2. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017. – 320 с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 11.01.2019

Дата публикации: 03.09.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».