03.09.2018
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»
для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Программное содержание:
Обобщить и закрепить знания детей о семье. Формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях ее членов; познакомить с правилами почитания и уважения старших.
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни.
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Освоение содержания образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации:
фотографии медведей из сказки «Три медведя», пирамидка с тремя кольцами, индивидуальные листы, простые карандаши (по количеству детей), ромашки с отрывными лепестками, модель домика (на каждого ребенка), силуэты членов семьи (мамы, папы, дети).
Ход деятельности
Мотивационно-побудительный этап.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло письмо. Хотите узнать, что в нем?
Дети. Да!
Педагог (вскрывает письмо). В письме фотографии медведей из сказки «Три медведя», домики, силуэты разных членов семьи. А вот еще и записка: «Ребята, мы очень хотим узнать, что такое семья и кто такие родственники».
- Ребята, наши гости не знают, что такое семья, кого называют родственниками, а вы знаете? Я предлагаю сегодня поискать ответы на эти вопросы.
Организационно-поисковый этап.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей.) Правильно, ребята, семья - эго близкие и родные люди. Скажите, кого называют родственниками? (Бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев.) Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. Что означает слово «род»? Если объединить ваши ответы, можно сказать так: род - одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи - бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, стали мудрыми, к ним можно обратиться за советом.)
А у вас Сеть братья, сестры, дедушки и бабушки? А как живут члены одной семьи - вместе или раздельно? Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Как о вас заботятся в семье? Какие чувства вы испытаете к своим родным? (Ответы детей.)
Мы уважаем и любим их за то, что они дали нам жизнь. Что значит уважать и почитать? (Высказывания детей.) Давайте подытожим все, о чем вы рассказали, и проговорим правила почитания и уважения старших.
Нельзя!
Огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками; бездельничать, когда все вокруг трудятся (плохо передаваться праздности); смеяться над старостью и пожилыми людьми - это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить к ним и приходить на помощь, утешать их и помогать им. Нельзя вступать в споры, пререкания с уважаемыми взрослыми людьми; выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать что-либо; до-пускать, чтобы мать давала тебе то, что она не может взять себе: лучшую конфету, угощение, а если и дают тебе самое лучшее, то обязательно нужно делиться; не выполнять запретов старших людей; нужно не оставлять старшего, больного и слабого человека в одиночестве, если у него никого нет, кроме вас; нельзя обижать девочку, девушку, маму.
Педагог (показывает детям трафареты домиков). Ребята, что это? (Домики.) Хотите в таком домике жить? (Да.) Выберите себе домик, который вам нравится, и поставьте там себя. (Дети берут свою схематичную модель.) Хорошо вам в вашем домике? (Да.) А не скучно жить одному? (Различные ответы детей.) Ребята, а кто вас будит утром, чтобы в детский сад не опоздали? (Мама.) А вы любите свою маму? (Да.) А как зовут вашу маму? (Ответы детей.) А за что вы ее любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги.) Значит, какая мама у вас? (Добрая, ласковая, заботливая.) А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да.)
Дети помещают готовый трафарет мамы в домик и радуются.
- Ребята, кто в вашей семье водит машину? (Чаще всего папа.) А вы папу своего любите? (Да.) Как зовут вашего папу? За что вы его любите? (Ответы детей.) Что он делает хорошего? (Покупает игрушки, конфеты, катает на машине.) Значит, папа у вас какой? (Хороший, сильный, умный, добрый.) Хотите поселить папу в свой домик? (Да.) Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик? (Да.)
Педагог. Вот мы и заселили наши дома. Настало время отдохнуть
Динамическая минутка
«Три медведя» (по М. М. Борисовой).
Три медведя шли домой. Папа был большой-большой, Мама с ним, поменьше ростом, А сынок - малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. |
Маршируют на месте. Поднимают руки вверх. Вытягивают руки вперед на уровне груди. Ставят руки на пояс. Имитируют игру с погремушкой. |
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Педагог. Семья бывает большой и маленькой, но главное - в семье всегда должна быть любовь, дружба и уважение. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
Словесная игра «Распредели обязанности».
Ход игры. Педагог называет действие, а дети договариваются, кто это делает: зарабатывает деньги (папа), ходит на работу (папа), шьет (мама); гуляет с внуками (бабушка), учит уроки (брат, сестра), гладит (мама) и т. д.
Педагог. Молодцы! Обязанности распределили, а теперь давайте посмотрим, какие вы помощники. Вы любите заниматься домашними делами? Давайте проверим!
Задание на индивидуальных листах (на них изображены предметы).
Что потребуется папе для ремонта? (Краска, кисточка, шпатель, стремянка и др.)
Бабушке для вязания? (Спицы, пряжа.)
Брату для прогулки? (Ботинки, куртка, шапка.)
Маме для уборки? (Пылесос, швабра, веник.)
-Чтобы гладить, потребуется... (утюг).
Хорошо, теперь мы все видим, что вы настоящие помощники.
Педагог. Наши медведи любят загадывать загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Ласково и нежно деток обнимает,
Лучшими словами в мире называет.
Самая красивая, самая родная,
Это же, конечно, ... (мама) дорогая.
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый? (Папа.)
Волосы седые, добрые глаза,
Всех внучаток любит ... (бабушка) моя.
Добрый, бородатый - это папин папа,
С внуками играет. Кто ж его не знает?! (Дедушка.)
Игра «Детеныш и его мама».
Ход игры. Работа на индивидуальных листах. Дети соединяют линиями маму и детеныша, проговаривая действия вслух
У ягненка мама - ... (овца).
У козленка - ... (коза).
У жеребенка - ... (лошадь).
У цыпленка - ... (курица).
У теленка - ... (корова).
У тигренка - ... (тигрица).
У олененка - ... (олениха).
У гусенка - ... (гусыня).
У поросенка - ... (свинья).
У лисенка - ... (лисица).
У львенка -... (львица).
Педагог. Быстро вы справились с загадками, знаете, у кого какая мама. А теперь скажите, как ласково вы называете маму, папу, бабушку, деда. Я предлагаю еще одну игру на ромашках.
Игра «Назови ласково».
Ход игры. Дети отрывают лепестки ромашки и называют слова, затем образуют от них уменьшительно-ласкательные формы).
Бабушка - ... (бабуля, бабулечка, бабуся).
Папа - ... (папуля, папуленька).
Сын - ... (сынок, сынулечка, сыночек).
Мама - ... (мамочка, матушка, маменька).
Дочь-... (доченька, дочурка).
Педагог. Не устали? (Нет!) Тогда еще одна игра.
Игра «Подарки слов».
Ход игры. Мальчики будут говорить слова, обозначающие качества человека, о дедушках, а девочки - о бабушках (но про-тивоположные по смыслу).
Сильный - ... (слабая).
Грустный - ... (веселая).
Быстрый - ... (медлительная).
Вспыльчивый - ... (спокойная).
Хмурый - ... (улыбчивая).
Внимательный - ... (рассеянная).
Молчаливый - ... (говорливая).
Рефлексивно-корригирующий этап.
Педагог. Да, ребята, хорошо, что у вас есть семья, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают, весело живут все вместе. Нам пришла пора прощаться, и я предлагаю всем вместе прочитать стихотворение.
Этюд «Утреннее фото».
Дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая чтение жестами и движениями согласно тексту.
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет,
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым,
Все прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И веселым, интересным День твой должен получиться.
А. Костецкий
Педагог. До новых встреч!
Используемая литература:
1. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности, авт.-сост. С.М. Панина. – Волгоград: Учитель. – 151с.
2. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017. – 320 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 11.01.2019
Дата публикации: 03.09.2018