25.09.2019
Консультация для родителей на тему:
«Художественно-эстетическое
воспитание детей в семье»
Подготовила: Соловьёва Анна Викторовна, воспитатель.
В программе воспитания и обучения детей
в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с
различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у
детей прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, чувств.
Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь
человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и
поступки. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической
восприимчивости во всестороннем развитии личности ребёнка.
В
связи с этим первая задача семьи, если дело идёт об эстетическом воспитании
ребёнка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему
окружающему.
Это
вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребёнку присущи элементарные
эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает
удовольствие, слушая весёлую песенку. Как часто мы слышим от ребёнка восторженные
восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к
сожалению, не всегда обращаем внимание на это.
Как
и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть
развита, воспитана. Ребёнок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет
более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их.
Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребёнка развиваются
эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой
формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.
Самое
страшное в человеке, в ребёнке, в подростке – это безразличие, равнодушие,
отсутствие интереса к явлениям и предметам.
Как
же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у
ребёнка в семье?
Большое
значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть,
рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном. Наблюдательность
обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя
эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у
ребёнка находятся в тесной взаимосвязи.
Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к
внимательному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является
важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании –
систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него
осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их
различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая
экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение
для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко забываются при
этом. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребёнку:
«Посмотри, какое сегодня красивое небо. Нежно-голубое, с лёгкими, как бы
танцующими облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем
тёмно-красные; у берёзки золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни
жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в
осеннем лесу».
Надо
обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на
их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.
Восприятие всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим,
имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной
природе, к своему городу, к своей стране.
Эстетическую
восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его внимание к мелким
повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например,
сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору,
заставляет ребёнка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей
внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни,
избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое
значение для воспитания способности ребёнка эстетически воспринимать окружающее
имеет развитие у него активного отношения к предметам и явлениям.
То,
что он сам путём сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких
аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребёнка мотивировать
свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что
способствует активизации его эстетического отношению к окружающему.
Большое
значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо
найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства
предметов могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е.
делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго,
просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и
изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т.д.
Большие
возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают
занятия по рисованию.
Очень
важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в
семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при
нём, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному
баловству, к его творчеству.
Рисуя,
ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает
посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс
рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке
всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.
Стремясь
передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и
красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь
совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким
рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.
Самое
главное – вовремя заметить эту тягу ребёнка к творчеству и поддержать его. Это
будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.
Воспитание
живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в
его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная
организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно семье, матери. И
это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся
личности ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.10.2019
Дата обновления: 29.04.2021
Дата публикации: 25.09.2019