"Истоки русской старины" Детско – родительское развлечение «Посиделки» для детей в старшей группе.

14.01.2019

МАДОУ №15 «ЮГОРКА»

                                                                                                    

 

 

Тема: «Истоки русской старины».

 Сценарий детско – родительского развлечения

«Посиделки» для детей в старшей группе.

                                                                              

 

 

 

 

                                                                               Выполнили и провели:

                                                                                Аминева .Л.А.

                                                                               Соловьева.А.В.

 

 

 

 

2018 декабрь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход:

Цель: создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Развивать интерес к народному искусству через народные игры;
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души;
  • Формировать положительные эмоциональные чувства.

Цели:

1. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

2. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

3. Формировать интерес к русскому народному творчеству, приобщая детей к духовно-нравственному воспитанию.

4. Развивать желание участвовать в празднике, быть причастным к нему.

5. Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

6. Дать детям понятие о русском народном костюме.

7. Учить детей самовыражаться в плясках и играх.

8. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость от встречи с прекрасным.

9. Обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.

Оформление зала:

        Зал оформлен в русском стиле, предметами народного быта. Прялка, веретенце;  печка, покрытая лоскутным одеялом. Посередине стоит  стол с самоваром и бубликами, чашками.  Вдоль  стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На центральной стене висит самотканый ковер, салфетки, портреты жителей  избы, обрамленные вышитыми кружевными полотенцами. У стены стоит кровать,  застланная лоскутным покрывалом с подзорами и кружевными подушками. Плетеные  корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами,  утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и переносят участников посиделок во времена наших предков.

Родители находятся в музыкальном зале. Дети в русских костюмах свободно входят в зал, рассаживаются по командам.

 

 

 

Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/

Разудалые молодцы русские! /мальчикам/

Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/

Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.

Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.

Как в старые годы прежние, жили люди.

Сибиряки – народ суровый, гостеприимный и трудовой. Но умеют они не только хорошо работать, но и здорово веселиться. Как правило, в каждом краю есть свой заводила “Староста” и у нас в командах тоже будет свой староста. Задачи старосты не просты, он следит за порядком в своем команде. В знак особого доверия повязывают ему праздничный “Гашник” - пояс. А старосту выберем по считалке. (команды по очереди выбирают старосту).

Все дети.

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок,

Язычок на палочку,

Начинай считалочку.

Ведущая: Старосты, прошу вас, поздоровайтесь друг с другом и назовите свои имена /старосты знакомятся/.

 Вот корзинки каждой команде поставим, и будем туда складывать шишки, которые вы будете зарабатывать своей смекалкой, ловкостью.

К концу всех соревнований и конкурсов посмотрим, чей мешок будет тяжелее.

Ведущая: А теперь можно и силой помериться, а ну-ка старосты выбирайте силачей, за какой командой победа будет?   /ставит пенек, силачи присев на колено, ставят локти на пенек, правыми руками смыкают ладони в замок/.

Ведущая: Конкурс второй – перетягивание каната. Старосты, выбирайте ребяток на перетягивание каната!

Ведущая:  Гуляние, как обычно, начиналось с “Задирок”, а мы начнём с «Дразнилок». Старинная русская народная забава «Стенка на стенку».

Конкурс «Кто больше дразнилок знает» (Приложение 1).

Все встают, стенкой взявшись за руки, одна команда напротив другой.

Ведущая:

 пословица: душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь и хвала труду, и мудрость русского народа.

Я скажу два слова из пословицы, а вы назовете ее полностью.

1. Лес рубят, … /щепки летят/;

2. Волков бояться, … /в лес не ходить/;

3. Шила в мешке … /не утаишь/;

4. Сделал дело, … /гуляй смело/

5. Без труда … /не вынешь рыбку из пруда/;

6. Делу время, … /потехе час/.

Ведущая:  А теперь, чья команда больше назовёт пословиц? 

 

Ведущая:  Верно, молвится в пословице:

“Делу время – потехе час”.

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Собирайся детвора! Ждёт вас русская игра!

Русская народная игра: «Кум – кумок, продай уголок!»

Звучит музыка, дети образуют круг, в центре танцует водящий. Музыка стихает, водящий подходит к любому игроку:

«Кум, кумок, продай уголок!»

Ребёнок: «А что дашь?»

Водящий: «Голик, да веник, да сто рублей денег!»

Ребёнок: «Согласен!»

Дети пожимают друг другу руки и бегут вдоль круга в противоположные стороны, кто не успел остановиться, тот становится водящим.

1 ребёнок: Собрались мы позабавиться да потешиться

2 ребёнок: Пошутить, поиграть, посмеяться

Все: Смех вам да веселье!

Ведущая:

 Небылицы в лицах, сидят в тере­мах-светлицах, щелкают орешки да творят на­смешки. (Дети рассказывают шутливые диалоги).

 

Шутливые диалоги.

—  Федул, что губы надул?

—  Кафтан прожег.

—  Можно зашить.

—  Да иглы нет.

—  А велика ли дыра?

—  Один ворот остался.

 

—  Фома, что из леса не идешь?

—  Да медведя поймал!

—  Так веди сюда!

—  Да он не идет!

—  Так сам иди!

—  Да он меня не пускает!

 

—   Сынок, сходи за водицей на  речку!

—  Брюхо болит!

—  Сынок, иди кашу есть!

—   Что ж, раз мать велит —  надо идти!

 

—  Что ваши девчата делают?

—  Шьют да поют.

—  А матушки?

—  Порют да плачут.

 

Ведущая:  По русскому обычаю, прежде чем заслать сватов в дом невесты, девицу проверяли в работе.

Вот вам задание, девицы любезные:

“Кто быстрее смотает нитки в клубочек”.

(Дает по клубочку ниток, самой проворной – шишку в корзинку).

 

Ведущая: 

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Кто это? (Кузя).

 Хочу такой сайт

Дети:

Кузя!

 

Домовой:

Аюшки!

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Оладушки.

Дети:

Где ж они?

Домовой:

Под лавкой.

Дети:

Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой:

А вы бы дети как?

Дети:

А мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой:

Ладно, в другой раз так и сделаю.

Дети:

Кузя!

Домовой:

Аюшки!

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Сапожки.

Дети:

Где же они?

Домовой:

А я сделал, как вы велели.

На стол поставил и съел.

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

Ведущая: 

 

Загадки родителям

1. Курочка пустодом, свила гнездо за двором. Сама - в гнезде, яички – наружу? /Картофель/

2. На крайчике, на сарайчике две куклы сидят, обе врозь глядят? /Рога у коровы/

3. Полно корыто пузырей намыто? /Соленые огурцы/

4. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора? /Коромысло/

5. На сковородку наливай, да вчетверо сбивай? /Блин/

6. «То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит» (гармонь)

7. «В лесу выросло,

Из лесу вынесли.

В руках плачет,

А кто слушает, скачет» (рожок)

 8.«В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп.

В руках дзинь-дзинь,

По полу топ-топ» (балалайка)

 

Игра на музыкальных нструментах.

Ведущая: 

а команды слушают следующие загадки.

Покупают по дешёвке

Дырки на верёвке.

Кто с солью, кто с маком,

А кто и с таком. (баранки)  

 

                                                                                                           На ручке плошка –

                                                                                                           Черпай понемножку. (ложка)

 

 

Шёлковое поле, 4 угла,

Цветы на нём не вянут,

Не сохнет трава. (платок)

 

 

 

                                                                                                       Не сапоги, не туфли,

                                                                                                       Не  шиты, не вязаны,

К ногам тесьмой привязаны. (лапти)

 

Ведущая:  Из глубоких веков до нас дошли добрые сказки. А в них очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например, лисичка – сестричка, кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное» слово.

 «Мишка – косолапый»;

«Петушок – золотой гребешок»;

«Кощей – бессмертный»;

«Зайчишка трусишка»;

«Волчок – серый бочок»;

«Избушка – на курьих ножках»;

«Травушка – муравушка»;

«Баба Ягакостяная нога».

 

Ведущая:   Я называю пословицу, а вы смотрите на эти иллюстрации, говорите, какая эта сказка, и догадайтесь, к какой сказке  подходит эта пословица.

 

Друзья познаются в беде. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

У работающего в руках огонь горит. («Два Мороза»)

Худо тому, кто добра не делает никому. («Гуси – лебеди»)

 

Ведущая:  А какое гулянье без задорных, смешных частушек, посмотрим, чья команда их больше знает?  Запевайте! Частушки!

 

Частушки!

Ребёнок:

Ты живи, частушка, всяко:

Под гармошку и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня не одну.

Все дети:

А гармошка заиграла
И пустились ноги в пляс,
Мы про лапти – лапоточки,
Пропоем сейчас для Вас.

Мальчик:

Ой, лапти мои, лапотушечки
До чего же хороши, как игрушечки.

Девочка: Подарил Матвей пять пар лаптей,
А куда же их девать?

Все: На вечорку одевать!

Мальчик:

Ой, лапти мои, лапти ходики,
Попляшите лапоточки в хороводике.

Девочка: Ой, лапти мои носки выстрочены,
Не хотела, я плясать сами выскочили.

Мальчик:

Что с лаптями не пойму - вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте, так плясать и просятся.

 

Девочка:

Ой, бей дробней не жалей лаптей,
Лапти хода не дают
От гармошки отстают

Книга Социокультурные Истоки:

 

 

Ведущая:

Что ж спели и сплясали славно, пора ваши доходы подсчитывать, чья команда больше шишек добыла, да добру славу заработала. Старосты, считайте шишки!  /Подсчитывают в корзинке шишки/.

 

Ведущая:

Благодарю душевно всех, люди добрые.

Желаю вам хлебушка в дом, да сало в ладонь!

До свидания, вам всем жить, да не тужить…

 До ста лет дожить!

/Русский поклон/

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.09.2019

Дата обновления: 03.09.2021

Дата публикации: 14.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».