Возможности музыкального занятия как средства реализации здоровьесберегающих технологий

01.01.2017

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностеймузыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапия средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения детских неврозов, в этой связи представляются уникальными возможности занятий музыкой как средствареализации здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Вокалотерапия.Большое внимание на музыкальных занятияхуделяется воспитанию и развитию детских голосов Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. На занятиях музыкой постановкой голоса специально заниматься не следует. Иногда, если ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данныеразвиваются в течение работы над протяжной песней. А выводки (долгийраспев одного слова или слога) развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражненийобеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривалась на научном уровне. К тому же было доказано, что вокалотерапия является "методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма.

Логоритмика. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряженияпосле долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для ребенка. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха ранее невозбужденных отделов. После такого короткого активного отдыхавнимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении сидя и стоя. В них задействованы все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног, некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.

Выполняя упражнение с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнениядля музицирования на детских шумовых инструментах, рисования образов, сольфеджирования. Активизируя в целом организм детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют и улучшению здоровья детей.

Ритмотерапия.Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические и ритмические упражнения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкотерапия. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средствосамопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением и дыханием.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением и дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. Для того чтобы музыкаподействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настойка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки, их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела.

Чаще всего для пластических импровизаций и этюдовмузыкальным работником подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание или такие, в которых ярко и наглядно развивается музыкальный образ:

*игра на воображаемых инструментах.

*создание самых различных образов.

*дирижирование воображаемым оркестром.

Фольклорная терапия.При сохранении "золотого фонда" композиторов-классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, т.к. русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Использование фольклора на музыкальных занятиях предусматривает ограниченное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкреатизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала.Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все - кисти рук, ног, кровь - все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит, и.т.п. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей.

Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос , повышают речевую и певческую культуру.. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальноесвоеобразие самовыражения.

Терапия творчеством.Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его физическое здоровье, т. е творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на музыкальных занятиях является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния детей. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, соответствовала бы заданному образу:

*мелодизация собственных имен

*мелодизация эмоционально окрашенных состоянийХочу такой сайт

*мелодизация образов животных

*мелодизация природных явлений.

На уроках музыки широко используется инструментальное музицирование - включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов.

Более сложной и совершенной формой инструментальногомузицирования является шумовой оркестр, в основе которого - опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр - это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение одной раз и навсегда выученной версии.

Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания различных звуковых эффектов с участием голосового аппарата: шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани, языка, губ), вдохи, выдохи, возгласы - их огромный арсенал с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности, внимания, памяти.

Сказкотерапия.В нахождении решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка - любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивает со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания духовного мира детей Огромное значение для детей имеет музыкальная сказка или сказка в музыке.Огромное значение для психического здоровья детей имеет музыкальная сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре музыкальных занятий.

Улыбкотерапия.Очень важна на занятии и улыбка самого ребенка. Известно, что когда звук. Известно, что когда звук посылается в пространство в пространство, губы растягиваются в улыбке. придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, т.е. переднюю половину ротовой полости. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качествапереходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».