14.06.2019
Школа молодого
педагога
«Планируем игры
с дошкольниками»
Одним из условий успешного выполнения
задач, является четкое планирование работы воспитателя. Наибольшее затруднение,
вызывает именно планирование игр (чаще однообразные). Планироваться должны все виды
игр (предусмотренные программой воспитателя в детском саду) подвижные,
дидактические, игры-забавы, сюжетно-ролевые, строительные, игры-драматизации,
подвижные игры и дидактические игры относятся к рубрике игры с правилами сюжетно-ролевые
игры дети сами выбирают во что играть. Педагог планирует лишь обогащение игры
(атрибуты, игрушки-самоделки) и свое участие в наиболее трудных моментах
распределение ролей, подведение итогов. Содержание планирования зависит и от
возраста детей.
В течение дня проводиться (планируется)
3-4 игры либо со всеми, либо с теми, кто хочет принять участие (утром, на
прогулке, вечером). При этом надо учитывать степень их новизны для детей, время
года, распорядок дня (музыкальные и физические занятия, экскурсии). Игры
проводятся малой подвижности.
В плане запись названия и цель игры
(особенно если игра еще детям недостаточна знакома). Если игра повторно
проводиться, то так и надо записывать: повторно и усложняя. Индивидуальные игры
проводятся с тем, кто мало активнее или с теми, кто еще не овладел правилами
игры. С детьми младших групп новые игры рекомендуется планировать и повторять
2-3 дня подряд. Хорошо знакомые детям игры можно проводить через 5-7 дней,
внося в них некоторые изменения (правила, атрибуты или условия проведения). В плане
должно быть предусмотрено чередование игр разной степени подвижности (бег,
лазанье, прыжки, ходьба и т.д.)
Дети любят подвижные игры, но не всегда
организовано собираются на игру. В младших группах их собирает воспитатель, и
правила игры рассказывает во время ее проведения в средних и старших можно еще
до выхода договориться в какие игры дети хотят поиграть (в плане запись: по
желанию назвать несколько игр и объяснение предшествует игре)
В младшей группе воспитатель
непосредственно участник игры. В старших регулирует, берет на себя роль
ведущего. Выбор ведущего важный момент при проведении игры. В средней группе ведущего
назначает воспитатель, а затем при помощи считалок (с детьми заранее выучить).
Любимые детьми и хороводные игры, не должны выпасть на поле зрения воспитателя.
Регулярно планируются и спортивные развлечения.
Дидактические
игры
Дидактические игры планируются во всех возрастных группах детского
сада, проводятся как на занятиях, так и вне их (утром до завтрака, на прогулке,
во 2 половине дня в группе или на участке). Вне занятий дидактические игры должны
быть связаны по содержанию предшествующим занятиям, например к занятию по
ознакомлению детей с домашними животными, подобрать дидактическую игру «Узнай
кто в домике живет». Ее проведение может быть запланировано в тот же день (во 2
половине дня) или на следующий. Выбирая дидактические
игры надо учитывать ее сложность.
В младшей группе шире использовать дидактические
игры с игрушками и предметами для развития у детей сомоторных и умственных
способностей, в старшем дошкольном возрасте увеличивается значение настоль
печатных и совестных игр. Воспитателю следует предусматривать и количество
играющих. Лучше когда играющие равны по своим возможностям игры с дидактической
игрушкой в младшей группе чаще бывают
индивидуальными (2-4 ребенка). Настольно-печатные и словесные игры требуют
участие нескольких человек в таком случае их можно объединить. Дидактические
игры планируется для желающих. Своеобразные дидактические игры обуславливает специфику
их отражения в плане воспитателей. В нем должна быть предусмотрена роль
воспитателя, степень его участия в игре, которая именуется от группы к группе
(организатор - участник - сверстник). Сколько дидактические игры можно
запланировать и провести в течение месяца. Практика показывает, что можно
провести на занятиях и вне их от 16 до 20 разных игр новых и знакомых.
Сюжетно
- ролевые игры
Педагогическая работа по руководству
творческими играми должна быть отражена в плане в нескольких аспектах: приемы
педагогического влечения на содержание игры, помощь в развитии сюжета игр,
формирование взаимоотношений между участниками игры.
В младшей
группе главная задача воспитателя заключается в организации простых
действий. Воспитатель одному советует напоить и накормить лошадку, другому -
построить забор для птичьего двора. Планируемое на прогулке ознакомление с
трудом взрослых, явлениями общественной жизни, рассказывание и чтение художественной
литературы, показ иллюстраций, кукольного театра имеет большое значение в
развитии игровой деятельности детей. По степени надо приучать детей к
совместной игре по 2-3 ребенка. В этих группах планируется обязательное и
непосредственное, участие воспитателя в совместных играх, берет на себя роль
главного персонала.
В средней
группе важной задачей остается формирование умение детей объединяться в
игре, распределять роли, соблюдать правила, достигать намеченной цели. Этому
способствует такие приемы, как постановка вопросов, предварительные беседы до
начала игры. В старшем дошкольном возрасте, когда сюжетно ролевые игры
достигают наивысшего уровня своего развития. Задача педагога - использовать их,
как широкое воспитательное средство, развития дружеских взаимоотношений.
Планирование сюжетно – ролевых игр в этом возрасте иное. Что должно найти
отражение в плане? Приемы организации игр: предварительной беседы, создание
мысленной воображаемой ситуации, в которой подсказывается роль, предложение
детям интересных заданий. В старшем
возрасте при планировании не выпускать из виду задачу формирования у детей
«техники» игры (выбрать тему, построить сюжет и реализовать его). Воспитатель
может планировать оказание помощи детям в распределении ролей, реализации целей
игры, направить взаимоотношение детей путем советов, указаний, а иногда и собственной
участие в игре в качестве партнера по игре. В плане должна быть отражена работа
по изготовлению атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
Строительные
игры
В
младшей группе
особое внимание при планировании уделяется играм, в которых дети могут наиболее
полно выразить свои запросы. Это игры с песком, водой, в любое время года, в
группе и на участке. Воспитатель планирует показ действий. В старших группах опыт детей значительно больше игры и используемые
для них материалы разнообразнее, связь строительных игр с ролевыми тесная,
поэтому при планировании и организации этой работы воспитателю необходимо
использовать конструирование как средство обогащения сюжетно – ролевой игры и
наоборот, как стимул развития детского конструирования. Планируется строительные
игры, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Игры
драматизации
Возникают они, как правило, в результате
подготовительной работы, готовя игры драматизации, а воспитатель планирует
ознакомление с художественными произведениями (например, сначала чтение сказки
на занятии, рассматривание к ней иллюстрации, просмотр диафильмов). В свободное
время сказка читается еще один раз, отдельным детям предлагается повторить
слова персонажей. После того как воспитатель убедился, что дети хорошо знают
сказку, имеет смысл планировать и проведение игры предварительно изготовив
совместно с детьми соответствующие атрибуты. При планировании по подготовке
надо обратить внимание на подбор художественных произведений: сказок, стихов,
рассказов.
Включение в календарный план
учебно-воспитательные работы разных видов игр, применение с этой целью
определенных методов и принципов придаст педагогии, процессу более
организованный и целеустремленный характер оживет, жизнь детей сделает ее
интересней, а работу воспитателя результативнее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.06.2019
Дата обновления: 14.06.2019
Дата публикации: 14.06.2019