Аннотация к Рабочей программе по реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ №15 «Югорка» группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР, её соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на 2023-2024 учебный год Рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения Адаптированной образовательной программы МАДОУ №15 «Югорка» по преодолению общего недоразвития речи у детей, зачисленных в группы компенсирующей, комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования. Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» и ориентирована на воспитанников группы компенсирующей направленности для детей 6 7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Задачи Программы: реализация содержания АОП ДО; -коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; -охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; -создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; -формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; -обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, -образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; -обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. В рабочей программе: -конкретизированы цели и задачи по созданию оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи); -определены объем и содержание изучения образовательных областей с учётом целей, задач и особенностей воспитательно-образовательного процесса и контингента воспитанников; -представлена реализация комплексно-тематического планирования. Структура рабочей программы является формой представления Адаптированной образовательной программы МАДОУ №15 «Югорка» как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1.Титульный лист (название программы). 2. Целевой раздел. 3. Содержательный раздел. 4. Организационный раздел. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: тяжелыми нарушениями речи, (далее – ОВЗ), посещающих группу компенсирующей направленности в МАДОУ. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров; характеристики особенностей развития детей ОВЗ, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы). Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как: 1. Предметная деятельность. 2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры). 3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми). 4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Программа коррекционно-развивающей работы: 1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности. 2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала. 3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности. Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МАДОУ. Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована: - на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ; - на сложившиеся традиции МАДОУ; - на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ОВЗ, а также возможностям педагогического коллектива и МАДОУ в целом. Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ОВЗ. Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Перечень используемой авторами литературы приводится в алфавитном порядке и соответствует требованиям к библиографическому описанию. Педагогические работники Учреждения свободны в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учётом индивидуальных особенностей развития воспитанников.