Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по реализации Образовательной программы дошкольного образования с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ №15 «Югорка» группы компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР «А», её соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) Адаптированная образовательная рабочая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 15 «Югорка» (далее – АОП ДО). Рабочая программа является учебно-методическим документом, регламентирующим содержание и организацию образовательной деятельности и представляющим модель воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.), разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г. регистрационный N 72149) (далее – ФАОП ДО). Рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения Образовательной программы дошкольного образования Учреждения и дополнительной программы, реализуемой в Учреждении, представляющим модель воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР «А». В рабочей программе: -конкретизированы цели и задачи реализации образовательных областей; -определены объем и содержание изучения образовательных областей с учётом целей, задач и особенностей воспитательно-образовательного процесса и контингента воспитанников; -представлена реализация интеграции образовательных областей и комплекснотематического планирования. Структура рабочей программы является формой представления Образовательной программы дошкольного образования Учреждения как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1. Титульный лист (название программы). 2. Целевой раздел. 3. Содержательный раздел. 4. Организационный раздел. В каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел - структурный элемент программы, поясняющий цели, задачи и специфику реализации Программы, а также методы и формы решения поставленных задач (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность) в разных видах деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка раскрывает: - цели и задачи реализации Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста; - формы оценки индивидуального развития детей, проводимой педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), периодичность организации системы мониторинга, использование сочетания низкоформализованных методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных: -наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта); -беседа; -опрос; -анализ продуктов детской деятельности; планируемые результаты освоения Программы в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. В Пояснительной записке обоснованы предлагаемые содержание и объем каждого раздела, примерные виды интеграции образовательных областей по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, по средствам организации и оптимизации образовательного процесса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение дисциплины согласно учебному плану. Содержательный раздел - структурный элемент программы, представляющий общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы включает: -описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; -описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; -календарно-тематический план, содержащий наименование темы, последовательность и общее количество непосредственно образовательной деятельности (занятий), отводимых на их изучение, раскрывающий организацию работы с детьми в совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Составлен в виде таблицы. Календарно-тематический план в Рабочей программе представлен разделами «Организованная образовательная деятельность», «Совместная деятельность взрослого и ребенка» и «Самостоятельная деятельность». В разделы «Совместная деятельность взрослого и ребенка» и «Самостоятельная деятельность» включены разные виды деятельности, направленные на закрепление, уточнение, расширение представлений как по теме и задачам ООД, так и в целом по дисциплине; Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы и иных программ или созданных ими самостоятельно), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: - специфику национальных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции Организации или Группы. Организационный раздел – структурный элемент программы, который содержит перечень учебно-методического обеспечения, который определяет необходимые для реализации рабочей программы методические и учебные пособия, литературу, оборудование, дидактический материал, включает режим дня, расписание организованной образовательной деятельности на текущий учебный год, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий: календарь праздников, проектную деятельность. Перечень используемой авторами литературы приводится в алфавитном порядке и соответствует требованиям к библиографическому описанию. Педагогические работники Учреждения свободны в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учётом индивидуальных особенностей развития воспитанников.