Приложение
к приказу МАДОУ №15 «Югорка»
от 02.02.2017 №26-О
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения №15 «Югорка»
2017
1. Общие положения
1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» (далее – Учреждение) создается в
соответствии с «Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению
детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (письмо
Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом
консилиуме (ППк) образовательного учреждения»).
1.2. ППк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и
другими законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных
органов управления образования, Уставом и локальными актами, регулирующими организацию
образовательного процесса в Учреждении, договором между Учреждением и родителями
(законными представителями) детей (воспитанников), настоящим Положением.
1.3. Общее руководство работой ППк возлагается на директора Учреждения.
1.4. ППк создается с целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медикопедагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии исходя из реальных
возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей.
2. Цели и задачи ППк
2.1. Целями деятельности ППк являются коллективная разработка и планирование
системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках дошкольного образовательного
процесса.
2.2. Задачами ППк являются:
своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в
адаптации, обучении и поведении;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок
воспитанников;
выявление резервных возможностей развития детей;
определение
характера,
продолжительности
и
эффективности
специальной
(коррекционной) помощи исходя из имеющихся в Учреждении возможностей;
разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в
развитии детей;
консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических
ситуаций;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику
его состояния;
организация взаимодействия педагогов и специалистов Учреждения, участвующих в
деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных
трудностях ребенка.
3. Основные функции ППк
3.1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на
протяжении всего периода его нахождения в Учреждении.
3.2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей
ее коррекции.
3.3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности
воспитательно-образовательного процесса.
3.4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного
процесса.
4. Структура и организация деятельности ППк
4.1. ППк создается приказом заведующего Учреждения.
4.2. В состав ППк входят:
директор Учреждения;
заместитель директора курирующий воспитательно-образовательную работу;
педагог-психолог;
учитель-логопед;
социальный педагог;
медицинский работник (по согласованию);
педагоги, работающие с детьми.
При отсутствии специалистов в Учреждении они могут привлекаться к работе ППк на
договорной основе.
4.3. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с реальным
запросом на обследование детей.
4.4. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или работников Учреждения с согласия родителей (законных
представителей) на основании договора между Учреждением и родителями воспитанников. Во
всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в
письменном виде.
4.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.
4.6. При обсуждении на ППк должны быть представлены следующие документы:
педагогическое представление, в котором отражены проблемы, возникающие у педагога и
(или) воспитателя, работающих с ребенком;
выписка из истории развития воспитанника;
представление педагога-психолога, учителя-логопеда по установленной форме.
4.7. На основании полученных данных, их коллегиального обсуждения и анализа на
заседании ППк составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.
4.8. Изменение условий получения дошкольного образования (в рамках возможностей,
имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется на основе заключения ПМПк и
заявления родителей (законных представителей).
4.9. В апреле — мае ППк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения
каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем
обучении. Изменение типа Учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия
на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую
образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям
(законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет
обучаться (воспитываться) ребенок.
4.10. При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям
ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных
или спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям)
обращаться в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК).
4.11. В ходе деятельности ППк оформляется следующая документация:
годовой план и график плановых заседаний ППк;
согласие родителей (законных представителей);
журнал записи детей на ППк;
журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального
заключения и рекомендаций ППк;
карта динамического наблюдения;
психологическое представление на ребенка;
представление учителя – логопеда на ребенка;
представление воспитателя на ребенка;
выписка из медицинской карты ребенка;
коллегиальное заключение психолого – медико – педагогического консилиума;
Папка развития воспитанника;
договор о взаимодействии городской психолого-медико-педагогической комиссии и
психолого-медико-педагогическим консилиумом МАДОУ №15 «Югорка»;
протокол заседания ПМПк.
5. Порядок подготовки и проведения ППк
5.1. ППк работает по плану, составленному на учебный год. Заседания консилиума
подразделяются на плановые и внеплановые.
5.2. Плановые ППк проводятся не реже 1 раза в квартал: в кризисные периоды развития детей,
на этапах их перехода с одной ступени образования на другую.
5.3. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей;
выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и
обучения детей;
динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной
программы.
5.4. Внеплановые заседания ППк собираются по запросам специалистов, организующих
коррекционно-развивающее обучение или внеурочную работу с конкретным ребенком, а также по
запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк
является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.
5.5. Задачами внепланового ППк являются:
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее
неэффективности.
5.6. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с воспитанником
решением ППк назначается ведущий специалист.
5.7. Решением консилиума ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель
группы, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее
обучение. В функциональные обязанности ведущего специалиста входят индивидуальная
коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных
диагностических обследований и коррекционных мероприятий и координация работы других
специалистов.
5.8. Подготовка и проведение ППк:
Обсуждение ребенка на консилиуме планируется не позднее двух недель до даты его
проведения.
Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и
проведение заседания ПМПк.
Ведущий специалист обсуждаемого ребенка по согласованию с председателем ПМПк
составляет список специалистов, участвующих в консилиуме.
Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения
ППк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период,
прошедший с момента последнего консилиума.
На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта динамического наблюдения,
содержащая направления работы с воспитанником, динамику коррекционно-развивающей работы
и рекомендации специалиста. Карта хранится вместе с документацией ПМПк у председателя
консилиума в месте, исключающем возможность ознакомления с ее содержанием посторонних
лиц.
5.9. Порядок проведения ППк:
ППк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие —
заместителя председателя.
На заседании ППк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в
обследовании и/или коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации.
Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения
развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной коррекционной помощи с
рекомендациями специалистов.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк, предложенные
рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей).
При направлении ребенка на ТПМПК выписка из протокола ППк и другие документы
передаются представителем ППк лично. В другие учреждения и организации заключения
специалистов или коллегиальное заключение ППк могут направляться только по официальному
запросу.
Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его
проведения.
Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность
информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.
6. Права и обязанности специалистов ППк
6.1. Специалисты ППк имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и
взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
обращаться к педагогическим работникам, администрации Учреждения, родителям
(законным представителям) воспитанников для координации коррекционно-развивающей работы с
детьми;
проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования
(медицинские, логопедические, психологические);
требовать от администрации Учреждения создания условий, необходимых для успешного
выполнения своих профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и методической
документацией;
получать от заведующего Учреждением сведения информативно-правового и
организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные
(коррекционные) учреждения, привлекать к работе ППк специалистов ТПМПК;
вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических
знаний;
обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические
разработки, рекомендации и т. д.
6.2. Специалисты ППк обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной
компетенции;
в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и
развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную
конфиденциальность получаемой информации;
принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения
вреда здоровью (в т.ч. психическому), чести и достоинству воспитанников, их родителей
(законных представителей), педагогических работников;
оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу дошкольного учреждения,
всем участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением
полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального
подхода к ребенку;
участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного
психологического климата в дошкольном учреждении, разрабатывать индивидуальные программы
коррекционно-развивающей работы с детьми;
осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок,
эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия;
готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанников для
представления на ТПМПК.
7. Ответственность специалистов ППк
Специалисты ППк несут ответственность:
за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы;
обоснованность рекомендаций;
конфиденциальность полученной при обследовании информации;
соблюдение прав и свобод личности ребенка;
ведение документации и ее сохранность.