Речевые игры для детей 6-7 лет

07.04.2020

Словесные игры для детей 6-7 лет

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

§  дома;

§  на прогулке;

§  в дороге;

§  в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

§  внимания;

§  памяти;

§  мышления;

§  воображения;

§  речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

§  я

§  знаю

§  десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)

§  цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

§  ромашка — раз;

§  лютик — два;

§  сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

§  огурец;

§  скамейка;

§  дом;

§  пиджак;

§  булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

§  стул — стульчик;

§  глаз — глазик;

§  солнце — солнышко;

§  кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

§  готовит — повар (кулинар, кондитер);

§  рисует — художник;

§  пишет — писатель (журналист, поэт);

§  строит — строитель;

§  лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

§  вода — карась;

§  земля — кабан;

§  воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

§  требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);

§  регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);

§  добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

§  Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

§  Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится.

Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

§  высокий, дерево — высокое дерево;

§  девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);

§  лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;

«Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

Пример:

§  Кошка;

§  Кошка бежит;

§  Рыжая кошка бежит;

§  Рыжая с белыми лапками кошка бежит;

§  Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;

§  Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.

«Расскажи картину»

Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:

§  присутствующего поблизости человека;

§  видимую из окна часть улицы;

§  детскую площадку во время прогулки.

Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах.

 

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи по теме «Весна»

Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

Игра «Без чего не может быть весны?»

Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Посмотрите с детьми картинки с изображением весенних явлений (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).

Вы внимательно посмотрели приметы весны, а теперь ребенок попробует рассказать, без чего не может быть весны.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без (луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без (майских жуков).

Весна не может быть без (проталин).

Весна не может быть без (капели).

Весна не может быть без (подснежников).

И т. д.

Игра «Подбери слово»

Цель: подбор существительных к глаголу.

Греет… (солнце)

Тает… (снег)

Журчит… (ручей)

Набухают (почки)

Капает (капель)

Игра «Подбери как можно больше слов - действий?»

Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.

Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.

Сосульки - …капают, тают, падают, висят.

Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.

Птицы- … прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.

Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.Хочу такой сайт

Солнце (какое) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.

Почки (какие) – клейкие, набухшие, ароматные.

Листья (какие) – зелёные, душистые, молодые.

Ручьи (какие) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.

Игра «Один - много»

Цель: согласование имен числительных и имен существительных.

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)

Ручей - ручьи – ручьев.

Дерево - деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

Гроза – грозы – гроз. И т. д.

Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ручей - (ручеек)

Солнце - (солнышко)

Гнездо - (гнездышко)

Лист – (листик)

Птица – (птичка)

Дерево – (деревце) и т. д.

Игра «Наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Снег зимой чистый, а весной …

(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …

(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной …

(яркое)

Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)

Игра «Умный словесник»

 

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи.

-Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(Капель)

-Совсем маленькая капля.

(Капелька)

-Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд.

(Оттепель)

-Место, где стаял снег и открылась земля.

(Проталина)

-Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.

(Половодье)

-Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи.

(Распутица)

-Небольшой водный поток.

(Ручей)

-А как назвать его ласково?

(Ручеёк)

Игра «Посчитай-1,2,5».

Цель: согласование имени существительного с числительными.

Один ручей – два ручья – пять ручьев.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. И т. д.

Игра «Найди ошибки».

Цель: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.

Взрослый предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает какие ошибки заметил ребенок. Затем читает по одному предложению, дает возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).

С. Чешева

Игра «Скажи правильно»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания.

Распускаются почки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

Игра «Почемучка»

Цель: составление предложений с союзом потому что.

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т. д.

Игра «Назови звук»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.

Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.

Игра «Хвастунишка»

Цель: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Взрослый, что хвастунишка всегда хвастает : «У меня-то лучше!»

Например:

Скажешь хвастунишке «длинный» а он в ответ- «длиннее» и т. д.

Затем взрослый предлагает ребенку побыть в роли хвастунишки.

Взрослый называет прилагательные, дети изменяют их по образцу.

теплый – теплее;  светлый -…

яркий -… темный -…

громкий -… рыхлый -…

высокий -… свежий -…

чистый -… быстрый -…

сильный -… прозрачный -…

радостный -…

Игра «Повтори и объясни» (знакомство с пословицами и поговорками)

Цель: продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Матушка весна – всем красна.

В апреле земля преет.

Февраль богат снегом, апрель водой.

Весна и осень – на дню погод восемь.

Май, май, да шубу не снимай.

Апрель с водой, май с травой.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

                                       

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

«Цепочка слов» 

Игру начинает взрослый называет слово и просит произнести последний звук в слове. Объясняет, что мы будем собирать цепочку слов, следующее слово назвать такое, которое начинается на последний звук первого слова. Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

«Придумай слово»

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук.

Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Участники становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую участники игры придумывают слова. Участники игры произносят слова:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

«Аналогии»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.

Взрослый поочерёдно бросает мяч и просит играющих продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного слова.

Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН, САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут называть разное количество слов.

«Письмо на ладошке»

Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

В эту игру играют парами. Один из них водящий, он пишет на ладони другого — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.

«Верно— неверно»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

Ребенку предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!»

Например:

— слово «кот» начинается с гласного звука;

— в слове «лиса» два слога;

— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

— гласный звук обозначается синей фишкой;

— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;

— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

— слово «малина» состоит из трёх слогов;

— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.04.2020

Дата обновления: 09.04.2020

Дата публикации: 07.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».