05.03.2020
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ПРИКАЗ
Об утверждении регионального
профессионального стандарта
педагога-наставника
г. Ханты-Мансийск
«_____»_______2019 г. №
_________
Во исполнение перечня поручений
Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам встречи с
жителями города Сургута от 05.10.2019
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить прилагаемый региональный профессиональный стандарт
педагога-наставника.
2. Отделу общего образования
Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (Л.В. Цулая) обеспечить рассылку настоящего приказа.
3. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления общего
образования Департамента
образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Директор
Департамента
А.А. Дренин
Приложение к приказу
Департамента образования
и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры
от «____» _________2019
г. №_________
Региональный
профессиональный стандарт
педагога-наставника
1.
Общие положения
Педагог-наставник – квалифицированный
педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами,
назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем –
начинающих педагогов), направленную на их
адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического
опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров в образовательной организации.
Настоящий стандарт определяет цели,
функции педагога-наставника, регламентирующие
его профессиональную деятельность, требования к профессиональной компетенции, отражающие специфику работы.
Настоящий
стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им
действий, требования к его знаниям и умениям.
Профессиональный
стандарт педагога-наставника является открытым документом, который может быть
дополнен и расширен.
2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых
для:
·
ускорения адаптации начинающих педагогов к условиям образовательной организации,
осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;
·
формирования позитивного эмоционального восприятия начинающими педагогами своей профессиональной деятельности;
·
ускорения накопления ими профессионального опыта;
·
осознания начинающими
педагогами актуальных направлений своего профессионального развития;
·
освоения начинающими
педагогами новых методов профессиональной деятельности.
3. Задачи
педагога-наставника
В своей деятельности
педагог-наставник реализует следующие задачи:
-организовать помощь в подготовке и
ведении документации;
-оказывать помощь начинающим педагогам в
преодолении различных затруднений;
-оказать содействие молодым специалистам
по внедрению в их профессиональную деятельность современных подходов и
передовых педагогических технологий.
4.
Функции педагога-наставника
4.1. В своей деятельности педагог-наставник
реализует следующие функции:
- адаптационная
- консультационная
- контрольно-оценочная
- аналитическая
- координационная
- развивающая
4.2. Реализация адаптационной функции
направлена на обеспечение успешного вхождения начинающих педагогов в педагогический коллектив образовательной
организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с
нормативно-правовой и материально-технической
базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического
дискомфорта у начинающих педагогов и содействие устранению их причин.
4.3. Реализация консультационной
функции призвана содействовать ускорению накопления начинающими педагогами опыта профессиональной деятельности, формированию умений взаимодействовать с
родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях,
снятию у начинающих педагогов
психологических напряжений.
4.4. Реализация контрольно-оценочной
функции призвана обеспечивать:
·
мониторинг педагогической деятельности начинающих педагогов, выявление в ней
недостатков и позитивных изменений;
·
мониторинг реализации планов саморазвития начинающих педагогов.
4.5. Реализация аналитической функции направлена на:
·
выделение ключевых компонентов в предметно-практической
деятельности начинающих педагогов
и связей между ними;
·
установление причинно-следственных связей между
компонентами предметно-практической деятельности начинающих педагогов и её результатами.
4.7. Реализация развивающей функции направлена на:
·
формирование у начинающих
педагогов понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего
саморазвития;
·
совместную разработку с начинающими педагогами планов их саморазвития;
·
помощь в освоении начинающими
педагогами новых методов профессиональной деятельности.
5. Действия педагога-наставника при реализации его функций
Реализуемая |
Выполняемые действия |
Адаптационная |
Изучение личного дела начинающего
педагога |
Проведение беседы с начинающим
педагогом с целью выявления его психологических особенностей, ожиданий,
самооценки. |
|
Ознакомление начинающих педагогов с
образовательным учреждением, его нормативно-правовой и материально
технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и
техники безопасности, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и
бытовых помещений. |
|
Ознакомление начинающих педагогов с педагогическим
коллективом, традициями образовательного учреждения, неформальными нормами
взаимоотношений в коллективе |
|
Содействие в создании необходимых условий для работы
начинающих педагогов |
|
Анализ процесса адаптации начинающих педагогов в образовательной
организации, выявление затруднений в адаптации начинающих педагогов и разработка предложений руководству
образовательной организации по ее улучшению |
|
Консультационная |
Консультирование начинающих педагогов по вопросам
ведения учебной документации |
Оказание помощи начинающим педагогам в разработке
тематических и поурочных планов, рабочих
программ |
|
Сопровождение подготовки начинающих педагогов к занятиям,
оказание помощи в подборе дидактических материалов, наглядных пособий,
учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм
проведения занятий |
|
Посещение занятий, проводимых начинающими педагогами,
их обсуждение и совместная разработка способов устранения выявленных
недостатков |
|
Разбор совместно с начинающими педагогами проблемных
ситуаций и способов их разрешения |
|
Консультирование начинающих педагогов по вопросам
работы с родителями или замещающими их лицами |
|
Консультирование начинающих педагогов по вопросам
работы с детьми с девиантным поведением |
|
Консультирование начинающих педагогов по вопросам
работы с отстающими детьми, детьми с
повышенными учебными возможностями |
|
Анализ процесса становления профессионального мастерства
начинающих педагогов, выявление затруднений в накоплении им опыта
профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения. |
|
Контрольно-оценочная |
Мониторинг реализации начинающими педагогами тематического
плана |
Контроль реализации начинающими педагогами планов
проведения занятий |
|
Оценка взаимодействия начинающих педагогов с учащимися в ходе проведения
занятий |
|
Совместная с начинающими педагогами оценка проведенных
им занятий |
|
Совместная оценка с начинающими педагогами результатов освоения учащимися
учебной программы |
|
Контроль и оценка проведения начинающими педагогами
внеклассных мероприятий |
|
Контроль и оценка взаимодействия начинающих педагогов с
родителями или замещающими их лицами |
|
Аналитическая |
Детальный разбор
предметно-практической деятельности начинающих педагогов в процессе реализации образовательных программ |
Выделение и систематизация успешных практик предметно-практической
деятельности |
|
Выделение и систематизация ошибок в деятельности
начинающих педагогов и их детальный разбор |
|
Выделение способов устранения и исправления ошибок |
|
Совместная разработка способов действий к избеганию
ошибок в предметно-практической деятельности |
|
Координационная |
Синхронизация действий начинающих педагогов и их коллег при разработке
образовательных программ |
Содействие деятельности начинающих педагогов при реализации образовательной программы |
|
Содействие включению начинающих педагогов в единый образовательных процесс
организации |
|
Развивающая |
Анализ недостатков в уровне подготовки начинающих
педагогов к профессиональной
деятельности |
Оказание помощи в осмыслении начинающими педагогами
актуальных потребностей своего профессионального развития |
|
Совместная разработка с начинающими педагогами планов
их саморазвития |
|
Разработка рекомендаций начинающим педагогам по
улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов
профессиональной деятельности |
|
Обучение начинающих педагогов методам педагогической деятельности |
|
Анализ процесса развития начинающих педагогов как
субъектов образовательной деятельности |
|
Оказание помощи начинающим педагогам в анализе своего
развития |
6. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные
публикации, опыт такой работы)
6.1. Педагогом-наставником может быть
квалифицированный педагог, систематически
повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по
профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
6.2. Педагог-наставник должен обладать
всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо
этого, он должен знать:
·
требования нормативных правовых и иных актов,
определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
·
нормативные акты образовательной организации,
регламентирующие осуществление наставничества в ней;
·
факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов
в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;
·
основные виды затруднений, испытываемых молодыми
педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;
·
основные виды затруднений, испытываемых молодыми
педагогами при организации внеклассной работы;
·
основные виды затруднений, испытываемых молодыми
педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;
6.3. Педагог-наставник должен обладать
всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо
этого, он должен уметь:
·
планировать наставническую деятельность;
·
вести эффективную коммуникацию с начинающими педагогами;
·
адекватно оценивать уровень готовности начинающих
педагогов к осуществлению профессиональной деятельности;
·
прогнозировать возможные затруднения с адаптацией
начинающих педагогов к условиям деятельности и осуществлением педагогической
деятельности;
·
консультировать по различным вопросам осуществления
педагогической деятельности;
·
оказывать помощь в осуществлении начинающими педагогами
самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;
·
контролировать и оценивать педагогическую деятельность
начинающих педагогов и их работу по саморазвитию;
·
готовить отчеты о своей наставнической деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.03.2020
Дата обновления: 05.03.2020
Дата публикации: 05.03.2020