Приложение к приказу МАДОУ №15 «Югорка» от 02.02.2017 №25-О Положение о социальной психолого-педагогической службе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» 2017 I. Общие положения 1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной Конвенцией ООН по правам ребенка, приказом Минобразования России от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» (далее - Учреждение) и иными нормативными документами, регламентирующими деятельность в данной сфере, определяет организационнометодическую основу деятельности социальной психолого-педагогической службы (далее – СППС) в общей структуре Учреждения. 1.2.СППС представляет собой организационную структуру, в состав которой входят: директор, заместитель директора (по воспитательно-образовательной работе), социальный педагог, педагог-психолог, учителя-логопеды, старший воспитатель, медицинский работник и иные специалисты Учреждения. 1.3.СППС обеспечивает эффективное социально-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, координирует индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. 1.4.Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся директором Учреждения. 1.5. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. II. Основные понятия 2.1.В данном положении используются основные понятия: - психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия; - психологическая диагностика — комплекс исследований, направленный на изучение личности ребенка, выявление актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей; - адаптация — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды; - психологическая коррекция (психокоррекция) — один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям; - несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; - безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц; - семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; - индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. III. Цели и задачи СППС 3.1.Цели: - социально-психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников, направленное на формирование полноценных механизмов социальной адаптации; - содействие администрации и педагогическому коллективу Учреждения в создании личностно-ориентированного воспитательно-образовательного пространства и социальной ситуации развития, соответствующей, обеспечивающей психологические условия для раскрытия индивидуальности воспитанников и охраны их здоровья; - оказание поддержки педагогическим работникам Учреждения и родителям в воспитании, обучении и развитии детей, формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 3.2.Задачи: - психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного процесса Учреждения, выявление основных проблем, определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; - психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников; - помощь администрации и педагогическому коллективу в осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом; - содействие в обеспечении деятельности педагогов Учреждения научно-методическими материалами и разработками в области психологии и педагогики, внедрении в практику достижений отечественной и зарубежной психологии и педагогики; - содействие родителям (законным представителям) в гармонизации социальнопсихологического климата в семье; - социально-психологическая и педагогическая помощь воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо воспитанникам, имеющим проблемы в обучении; - обеспечение организации работы по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей; - обеспечение защиты прав и законных интересов воспитанников, посещающих Учреждение. IV. Основные направления работы СППС 4.1.Психолого-педагогическое просвещение – формирование у участников образовательного процесса потребности в психолого-педагогических знаниях, умения использовать их в учебно-воспитательной работе с ориентацией на ребенка, а также для собственного развития. 4.2.Профилактическая деятельность – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Организация профилактической работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и защиты прав воспитанников Учреждения. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 4.3.Диагностическая деятельность – углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в развитии, обучении, социальной адаптации. Диагностика социальной атмосферы семьи, выявление семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации. 4.4.Коррекционно-оздоровительная деятельность – активное воздействие на психофизическое развитие ребенка и сохранение его индивидуальности, осуществляемое на основе индивидуальной и дифференцированной деятельности педагогов-психологов, социального педагога, медицинского работника и иных специалистов. 4.5.Консультативная деятельность – оказание помощи педагогическому персоналу, родителям (законным представителям) и иным участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования. V. Организация деятельности СППС 5.1. На заседание совета выносятся для обсуждения рекомендации: - по организации педагогического процесса; - психофизическому оздоровлению ребенка; - коррекции психического и личностного развития воспитанников в условиях дошкольного учреждения и семьи; - организации работы с воспитанником и его семьей. 5.2.СППС, рассмотрев представленные документы (характеристику семьи, акты беседы с родителями (законными представителями), результаты диагностики детско-родительских отношений, акты обследования жилищно-бытовых условий, иные документы): - принимает решение о проведении профилактической работы с семьями воспитанников, ведения наблюдения и индивидуального психолого-педагогического сопровождения; - планирует основные направления взаимодействия с семьей, состоящей на учете КДН и ЗП и иных органах и учреждениях системы профилактики; - координирует работу педагогов с семьей, состоящей на учете; - предоставляет директору Учреждения отчет по профилактической работке с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении. 5.3.Результаты проводимой работы доводятся в рамках допустимой открытости информации и с учетом принципов конфиденциальности. 5.4.Заседания СППС проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. VI. Основания проведения индивидуальной профилактической работы и сроки ее проведения 6.1.Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) являются следующие документы: 1) заявление родителей (законных представителей) об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию СППС; 2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 3) заключение, утвержденное руководителем органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. 6.2.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. VII. Права членов СППС Члены СППС имеют право: 7.1.Запрашивать у должностных лиц структурных подразделений (методической, медицинской, административно-хозяйственной служб) в рамках компетенции службы необходимую информацию и документацию для решения различных задач. 7.2.Пользоваться услугами: - интернета, библиотеки, средствами множительной техники Учреждения при решении задач. 7.3.Проводить с согласия родителей (законных представителей) индивидуально психологические и социально-психологические обследования; индивидуальную профилактическую работу с участниками образовательного процесса. 7.4.По согласованию с администрацией инициировать и проводить совещания в Учреждении по всем вопросам, входящим в компетенцию СППС. 7.5.Вносить предложения и изменения в планы воспитательно-образовательного процесса Учреждения. 7.6.Представлять по данной проблеме педагогический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти. 7.7.Приглашать на собеседование родителей (законных представителей), посещать семьи, находящиеся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, с целью анализа ситуации, оказания помощи. При необходимости направлять информацию в органы системы профилактики, с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних. VIII. Ответственность членов СППС 8.1.Члены СППС несут ответственность: - за несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данным положением; - за необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий СППС указанных в годовом плане Учреждения; -за нарушение правил охраны труда, техники безопасности; -за соответствие принятых решений законодательству в области защиты прав ребѐнка; -за принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу, с указанием ответственных лиц и сроков исполнения; -за правильность ведения и оформления документации. IV. Права и ответственность лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа 9.1.Несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), в отношении которых проводится коррекционно-развивающая и индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами Учреждения. 9.2.Применение мер взыскания в Учреждении по отношению к несовершеннолетним не допускаются. 9.3.Родители (законные представители) несовершеннолетних несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. X. Делопроизводство 10.1.Приказ о создании социально-психолого-педагогической службы в Учреждении. 10.2.Положение о социально-психолого-педагогической службе. 10.3.План работы СППС на учебный год. 10.4.Журналы специалистов для учета консультаций. 10.5.Акты обследования жилищно-бытовых условий. 10.6.Банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. 10.7.Журнал учета диагностики. 10.8.Социальный паспорт Учреждения, групп. 10.9.Протоколы заседания СППС (подписываются председателем и секретарем СППС; книга протоколов входит в номенклатуру дел, хранится 5 лет). ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575775 Владелец Власова Светлана Валентиновна Действителен С 01.03.2021 по 01.03.2022