Положение об основной образовательной программе ДО МАДОУ №15 Югорка

Приложение
к приказу МАДОУ №15 «Югорка»
от 08.02.2017 №59-О

Положение об основной образовательной программе
дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения №15 «Югорка»

2017

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения №15 «Югорка» в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации в области образования:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384) (далее - ФГОС ДО),
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. №26, (СанПиН 2.4.1.3049-13) «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. №28564),
-Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15
«Югорка» (далее – Учреждение).
1.2. Положение определяет структуру и содержание Образовательной программы
дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения №15 «Югорка» (далее – Образовательная программа), регламентирует порядок ее
разработки, утверждения и реализации участниками образовательных отношений.
1.3. Образовательная программа - нормативный документ образовательного учреждения,
определяющий совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных
программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание
образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности
образовательного учреждения.
1.4. Образовательная программа представляет комплекс основных характеристик
образования воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и организационнопедагогических условий, направленных на разностороннее развитие детей дошкольного
возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
1.5. Учреждение самостоятельно разрабатывает и реализует образовательную программу
дошкольного образования на основе Примерной основной образовательной программы
дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 №2/15), основных
общеобразовательных программ дошкольного образования, согласно условиям, целям и
задачам своей деятельности.
1.6. Реализация Образовательной программы не сопровождается промежуточной и
итоговой аттестацией воспитанников.
1.7. Положение об Образовательной программе утверждается директором Учреждения в
соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.8. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации.
1.9. Образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания
воспитанников в Учреждении.
1.10. В Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
1.11. Положение действует до принятия нового.

2. Цели и задачи реализации Образовательной программы
2.1. Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к
учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
2.2. Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей;
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
8.
Формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
3. Структура и содержание Образовательной программы
3.1. Образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Образовательной программы предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
(пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть
представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных
отношений образовательной программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее
- парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной
работы.
3.2. Объем обязательной части Образовательной программы рекомендуется не менее 60%
от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более
40%.

3.3. Титульный лист - структурный элемент Образовательной программы,
представляющий сведения о названии образовательной программы, учреждении еѐ
реализующем отражать сроки ее реализации.
3.4. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
3.4.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
 цели и задачи реализации Образовательной программы;
 принципы и подходы к формированию Образовательной программы;
 значимые для разработки и реализации Образовательной программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют
требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей
развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее
– дети с ограниченными возможностями здоровья).
3.4.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Образовательной
программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Образовательной программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых
вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Образовательной программой.
В содержательном разделе Образовательной программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Образовательной программы, наиболее
существенные с точки зрения авторов.
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может включать различные направления, выбранные участниками
образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими
самостоятельно.
Данная часть Образовательной программы должна учитывать образовательные
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может
быть ориентирована на:
 специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
 осуществляется образовательная деятельность;
 выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с
детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива;
 сложившиеся традиции в Учреждении.
3.4.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического
обеспечения Образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, расписание (сетка)

НОД – с указанием временной продолжительности НОД, а также особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметнопространственной среды, комплексно – тематическое планирование на год (с обозначенными в
нем итоговыми мероприятиями в конце каждой тематической недели).
3.5. В случае если обязательная часть Образовательной программы соответствует
примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную
программу. Обязательная часть должна быть представлена, развернуто в соответствии с
пунктом 2.11 ФГОС ДО, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую
литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками
образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации
образовательной работы.
3.6. Дополнительным разделом Образовательной программы является текст ее Краткой
презентации.
Краткая презентация Образовательной программы должна быть ориентирована на
родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Образовательной программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Образовательная
программа учреждения (в том числе категории детей с ограниченными возможностями
здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории
детей);
2) реализуемые образовательные программы, в том числе парциальные;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Учреждения.
4. Требования к результатам освоения Образовательной программы
4.1. Требования ФГОС ДО к результатам освоения Образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства
(гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного
образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Образовательной программы, а также от ее характера, особенностей развития детей
в Учреждении, реализующего программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
4.4. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;

-использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения
(бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
4.5. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
4.6. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и

коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих
для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени
способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих
детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
4.7. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты мониторинга отражаются в виде таблицы:
4.8. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
5. Порядок разработки Образовательной программы, утверждения и внесения
изменений и (или) дополнений
5.1. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, созданной из состава
педагогов Учреждения, в соответствии с настоящим Положением.
5.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку Образовательной программы,
выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом директора Учреждения.
5.3. Проект Образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на
заседании Педагогического совета.
5.4. При несоответствии Образовательной программы установленным данным
Положением требованиям, а также требованиям ФГОС ДО, принимается соответствующее
решение коллегиальным органом и утверждается приказом директора.
5.5. Образовательная программа принимается Педагогическим советом Учреждения и
утверждается приказом директора Учреждения ежегодно.
5.6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Образовательную программу
включает следующее.
5.6.1. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений могут быть:
- результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения
Образовательной программы воспитанниками;
- выход стратегических документов на федеральном уровне;
- необходимая корректировка составных частей Образовательной программы: учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов Учреждения и т.п.
- внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности
коллегиальных органов Учреждения в рамках их полномочий: Педагогическим советом
5.6.2. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Образовательную программу по
итогам обсуждения Педагогического совета Учреждения, должны соответствовать
требованиям, предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом по
Учреждению «О внесении изменений и(или) дополнений в образовательную программу

дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения №15 «Югорка».
5.7. Образовательная программа, разработанная согласно настоящему Положению,
является собственностью Учреждения.
6. Оформление, размещение и хранение Образовательной программы
6.1. Образовательная программа оформляется на листах формата А4.
6.2. Технические требования к оформлению Образовательной программы:
6.2.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, шрифт
12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине, абзац одинарный, верхнее и нижнее поле 1,5 см, левое поле – 2 см, правое поле - 1.5
см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Таблицы
вставляются непосредственно в текст.
6.2.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложения (приложение). На титульном листе указывается:
- гриф «принято», «утверждено»;
- название Образовательной программы;
- полное наименование учреждения;
- год составления Образовательной программы;
6.3.
Публичность
(открытость)
информации
обеспечивается
размещением
Образовательной программы в сети Интернет на официальном сайте Учреждения в порядке,
установленном Положением о сайте образовательного учреждения и обновлении информации
об образовательном учреждении.
6.4. Образовательная программа является обязательной частью документации Учреждения
и хранится в кабинете директора до истечения срока реализации.
6.4.1. Копии Образовательной программы хранятся у педагогов для возможности
ознакомления всех участников образовательных отношений.
6.4.2. По истечению срока реализации Образовательная программа хранится в
Учреждении в течение 5 лет.
7. Организация контроля за реализацией образовательной программы
7.1. Контроль выполнения учебных программ, программ дополнительного образования
педагогами и освоение их воспитанниками осуществляется заместителем директора в
соответствии с должностными обязанностями не менее двух раз в год и организуется в
соответствии с положением о системе мониторинга качества образовательного процесса.
7.2. Общее руководство реализацией Образовательной программы Учреждения
осуществляется руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на
административных совещаниях, заседаниях Педагогического совета.
7.3. Ответственность за реализацию Образовательной программы возлагается на
администрацию Учреждения.
7.4. Учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российской
Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее
компетентности, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии
с учебным планом, качество образования выпускников Учреждения, а также за жизнь, здоровье
воспитанников, работников Учреждения.
7.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных
законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к учреждению и
осуществлению образовательной деятельности Учреждения и его должностные лица несут
административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34643) 2-00-86, +7 (34643) 2-00-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».