Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Приложение
к приказу МАДОУ №15 «Югорка»
от 01.02.2017 №21-О

Положение о группе компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения №15 «Югорка»

2017

I. Общие положения
1.1.Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее – Положение, группа) регламентирует деятельность группы
компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи (далее логопедическая группа) созданной в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении №15 «Югорка» (далее - Учреждение).
1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций», утверждѐнного постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26, приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования».
1.3.Группы в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав
ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым
положением о дошкольном учреждении, Уставом Учреждения и настоящим Положением.
1.4.Группа открывается в специально приспособленных помещениях, отвечающих
санитарным нормам и правилам пожарной безопасности при наличии в Учреждении
логопедического кабинета или специально организованного пространства в группе
приспособленных для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми,
консультаций для родителей.
1.5.Оснащение логопедических групп жестким и мягким инвентарем, специальным
оборудованием и пособиями производится в соответствии с методическими рекомендациями,
реализуемыми программами.
1.6.Питание в группе организуется по установленным нормам.
1.7.Для работы в группе в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя –
логопеда с условиями оплаты и работы по действующему законодательству.
1.8.Устанавливается следующий режим работы групп - пятидневная рабочая неделя
(рабочие дни: понедельник - пятница, выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни).
Время пребывания детей в группе – 10 часов в день. Режим работы группы: с 7.30-17.30.
1.9.Настоящие Положение действует до принятия нового.
II. Порядок комплектования логопедических групп для детей
с тяжѐлыми нарушениями речи, организация их работы
2.1.Цель организации группы - создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные педагогические условия для коррекции нарушения в развитии речи детей, в
освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному
обучению в общеобразовательном учреждении.
2.2.Основные задачи группы:
- коррекция нарушения устной речи: формирование правильного произношения, усвоение
лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
- своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;
- активизация познавательной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
2.1.В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие диагнозы;
- фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- общее недоразвитие речи (ОНР) 2 и 3 уровня;

- фонетическое недоразвитие (ФН)
2.2.Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребенка в группу принимается на
основании рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) по согласованию с родителями.
2.3.В такие группы принимаются дети с общим недоразвитием речи в возрасте от 3 лет,
имеющие нормальный слух и интеллект. В одну группу зачисляются воспитанники с учетом
возраста и вида речевого дефекта. Наполняемость групп также определяется возрастом и видом
речевого дефекта:
- дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) - до 12 чел.
2.4.Дети с общим недоразвитием речи, дизартрией, алалией, зачисляются от 2 до 4 лет (в
зависимости от возраста и уровня речевого развития).
2.5.Личное дело ребенка представляет собой файловую папку, в которую вкладываются
следующие документы:
 Копия свидетельства о рождении ребенка;
 Заявление от родителей (законных представителей) - согласие на обследование ребенка в
ПМПК;
 Копия паспорта родителей (законных представителей);
 Характеристика на ребенка-воспитанника Учреждения;
 Заключение педагога-психолога;
 Заключение учителя-логопеда.
2.6.Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие
документы:
 Направление на каждого ребенка;
 Заключение ПМПК
 Заявление родителей.
2.7.Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек
2.8.Приему в е группы не подлежат дети, имеющие:
 Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
 Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза:
 Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
 Нарушения общения в форме раннего детского аутизма.
2.9.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
По окончании установленного срока обучения дети, нуждающиеся в продолжении
занятий, повторно обследуются членами ПМПК. Основанием для продления срока обучения
может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и
другие объективные причины.
III. Порядок направления и приѐма в группу
3.1.Дети дошкольного возраста с тяжѐлыми нарушениями речи направляются
специалистами психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения (ПМПк) в ТМППК
для решения вопроса об их зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с
ТНР.
3.2.Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребѐнка в группу Учреждения
выносятся ПМПК только на основании представленных документов, беседы с родителями и
обследования каждого ребѐнка. Решение комиссии является окончательным и оформляется
протоколом на бланке «Заключение территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии».
3.3.На рассмотрение городской ТПМПК представляются следующие документы:
 Заявка установленной формы о необходимости проведения заседаний ТПМПК
(Приложение 1 к Положению);

 Заявление о проведении обследования ребѐнка в комиссии (Приложение 2 к
Положению);
 Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное
обслуживание, медицинской организации, другой организации (Приложение 3 к Положению);
 Выписка из протокола психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения
(Приложение 4 к Положению);
 Педагогическая характеристика (представление) на воспитанника (Приложение 5 к
Положению);
 Представление педагога – психолога на воспитанника (Приложение 6 к Положению);
 Представление учителя – логопеда на ребѐнка (Приложение 7 к Положению);
 Копия свидетельства о рождении ребѐнка (предоставляются с предъявлением оригинала
или заверенной в установленном порядке копии);
 Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования
ребѐнка (при наличии);
 Подробная выписка из истории развития ребѐнка с заключением врачей, наблюдавших
ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) (Приложение 8 к
Положению);
 Результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребѐнка (при наличии).
IV. Организация логопедической работы
4.1.Подгрупповые занятия проводятся:
 С детьми, имеющими общее недоразвитие речи – не менее трех раз в неделю;
 С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех
раз в неделю.
4.2.Продолжительность группового логопедического занятия:
 С детьми от 3 до 4 лет - 15 минут
 С детьми от 4 до 5 лет - 20 минут
 С детьми от 5 до 6 лет - 25 минут
 С детьми от 6 до 7 лет - 30 минут.
В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим
видам учебной деятельности: по познавательному развитию, социально-коммуникативному
развитию, художественно-эстетическому развитию (рисованию, аппликации, конструированию,
ручному труду), подготовки руки к письму.
Остальные учебные занятия, предусмотренные учебным планом, проводятся
воспитателем и специалистами с целой группой в соответствии с расписанием НОД.
Отчѐтными документами учителя – логопеда являются:
 Должностная инструкция учителя – логопеда;
 Рабочая программа учителя – логопеда;
 Годовой план работы;
 Журнал посещаемости занятий;
 Журнал взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя;
 Речевая карта на каждого ребѐнка;
 Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми;
 Журнал консультаций;
 Самоанализ педагогической деятельности за учебный год;
 Тетрадь по самообразованию педагога;
 Циклограмма распределения рабочего времени учителя - логопеда;
 Расписание подгрупповых, индивидуальных занятий;
 Протоколы или выписки из протоколов ТПМПК по зачислению детей в группу;
 Паспорт кабинета составляется учителем – логопедом, включает в себя разделы:

 Оборудование;
 Программно-педагогическое обеспечение;
 Диагностические материалы;
 Наглядный материал и дидактические пособия по разделам;
 Методическая литература.
4.3.Ежедневно, во второй половине по заданию учителя-логопеда проводятся групповые
занятия воспитателями логопедических групп.
4.4.Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
Продолжительность индивидуального занятия - 15минут с каждым ребенком.
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в
подгруппе.
4.5.Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-педагогической
комиссией после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
4.6.Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется
городской ПМПК в зависимости от динамики коррекции речевого нарушения и может
составлять от 2 до 4 лет. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе
более 3 лет - дублирование подготовительной к школе группы при дефектах речи,
обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия,
ринолалия), по решению городской ПМПК и согласию родителей (законных представителей)
V. Участники и содержание образовательного процесса
5.1.Участниками образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные
представители), педагогические работники (воспитатели, учитель – логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, педагог - психолог).
5.2.На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую
квалификацию,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности,
подтверждѐнную документами об образовании.
5.3.Ведущим специалистом в группах – является учитель – логопед.
5.4.Учитель-логопед принимается на работу директором Учреждения и должен иметь
высшее специальное (коррекционное) образование по специальности «Логопедия».
5.5.За комплектование, создания условий, контроль над уровнем и качеством организации
коррекционно-развивающей работы в группах несут ответственность директор и заместитель
директора.
5.6.За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей работы в группах в
равной степени несут ответственность все педагогические работники (воспитатели, учитель –
логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог,
педагог - психолог).
5.7.На каждого ребѐнка зачисленного в группу учитель-логопед заполняет речевую карту
и, оценив уровень речевого развития, в соответствии с критериями мониторинга выстраивает
индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.
5.8.Результаты обследования учитель-логопед доводит до всех участников
образовательного процесса на ПМПк, до родителей на индивидуальных консультациях.
5.9.Учитель-логопед работает во взаимосвязи со всеми педагогическими работниками
(воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре,
социальным педагогом, педагогом - психологом).
5.10.Учитель-логопед работает 4 астрономических часа. Из них 3 часа 30 мин проводит
логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Ежедневно
отводит 30 минут рабочего времени на оформление документации и консультирование
воспитателей, специалистов (запись заданий по взаимодействию с воспитателями и
специалистами, составления заданий для индивидуальной работы, подготовка к
консультированию родителей и педагогов и т.д.).

5.11.Учитель-логопед оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям
детей в определении причин речевых нарушений, даѐт рекомендации по их преодолению.
5.12.Для осуществления тесного контакта учителя-логопеда с воспитателями группы
ведется «Журнал взаимосвязи с воспитателями», в которой записываются задания для занятий,
проводимых во время, выделенное для совместной деятельности детей и педагога.
5.13.Воспитатель во второй половине дня осуществляет индивидуальную работу с двумя
детьми по заданию учителя – логопеда и проводит фронтальное занятие со всей группой.
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
 Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).
 Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.
 Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется
ежедневно после сна.
 Совместная деятельность в вечерний промежуток времени воспитателя с детьми по
заданию учителя-логопеда, направленные на закрепление звукопроизношения.
 Содержание данных занятий определено коррекционной программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнение в звуко - слоговом анализе и синтезе.
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
 Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей проводится: во
время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на
природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях и других видах совместной
деятельности.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой
практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной
жизни и деятельности детей.
5.14.Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях
использует логопедические распевки, речевые игры, логоритмические упражнения, игры со
словом, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения с пением, поговорок, небылиц,
считалок, подговорок, музыкально-дидактические игры со словом, потешек, частушек, загадок,
стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен.
5.15.В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по
физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
5.16.Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие
эмоциональной и познавательной сферы детей. Специальные приемы работы с разнообразными
заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексикограмматических средств и развитию связной речи.
Формы работы взаимодействия логопеда и психолога в Учреждении: проведение и
обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и ее эмоциональные
стороны, психолог - познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),
коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации
психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных
возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
интегрированные занятия с детьми; родительские собрания, тренинги для родителей,

консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого
развития.
5.17.Родитель: оказывает посильную помощь в коррекционном процессе: выполняет
вместе с ребѐнком задания учителя – логопеда и воспитателя; способствует оснащению
коррекционного процесса специальными практическими учебными пособиями, необходимыми
для ребѐнка; осуществляет контроль за правильным произношением поставленных звуков у
своего ребѐнка; находится в постоянном контакте с учителем – логопедом и воспитателем,
интересуется успехами ребѐнка; повышает свой уровень в вопросах специальной педагогики;
своевременно проходит со своим ребѐнком медицинскую комиссию, необходимую для
зачисления на коррекционные занятия; обеспечивает в установленный срок явку ребѐнка на
ТПМПК.
VI. Руководство логопедической группой
6.1.Непосредственное
руководство
работой
учителя-логопеда
осуществляется
администрацией Учреждения.
6.2.Директор:
 Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической
работы;
 Подбирает в группу постоянных воспитателей, имеющих среднее-специальное или
высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и
опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. А также прошедшие подготовку на
курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
 На должность учителя – логопеда назначается лицо, закончившие педагогический
институт (дефектологический факультет – отделение логопедии или факультет дошкольной
педагогики) и годичные курсы дефектологов – логопедов при педагогическом институте,
имеющем дефектологический факультет.
 Музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом –
психологом и социальным педагогом назначаются лица, имеющие образование по
специальности и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с
нарушениями речи.
 Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической
литературой.
6.3.Права и обязанности административного, педагогического и обслуживающего
персонала, работающих на группе определяются правилами внутреннего трудового распорядка.
6.4.Содержание и функции работы педагогического и обслуживающего персонала,
работающих на группе, основаны на должностных обязанностях.
6.5.Оплата труда учителя – логопеда, работающего на группе при Учреждении,
производится из расчѐта 20 астрономических часов в неделю, из которых 15-16 часов отводится
на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4-5 часов – на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическим персоналом Учреждения и
родителями.
VII. Средства и материальная база
Адекватность и полноценность функционирования группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР базируется на соответствующем современным требованиям
методическом и организационном обеспечении, включает необходимое техническое оснащение
и оборудование.
7.1.Для проведения коррекционных занятий выделяется отдельное помещение площадью
не менее 20 м, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
7.2.Администрация Учреждения несѐт ответственность за оборудование, санитарное
состояние и ремонт логопедического кабинета, а также помещения, где располагается группа
компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34643) 2-00-86, +7 (34643) 2-00-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».