ДОП художественно-эстетического развития дошкольников «Умелые ручки»

Содержание
Паспорт программы
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Актуальность

5

1.3.

Цель Программы

6

1.4.

Задачи Программы

6

1.5.

Принципы построения программы

7

1.6.

Ожидаемые результаты

7

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Основные этапы реализации Программы

8

2.2.

Форма отчетности

10

2.3.

Календарно-тематическое планирование

10

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Методическое обеспечение Программы

18

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

18

3.3.

Учебный план

20

3.4.

Годовой календарный учебный график

20

3.5.

Список литературы

20

2

Паспорт программы
1.

Наименование
программы

2.

Основания для
разработки
программы

3.
4.

Разработчик
программы
Цель программы

5.

Задачи

6.

Сроки реализации
программы
Ожидаемый
результат

7.

8.

9

Территория
реализации
программы
Целевые группы

Дополнительная общеобразовательная программа по
художественно-эстетическому развитию детей от 5 до 7 лет
«Умелые ручки»
Конвенция о правах ребенка;
ФЗ от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»;
Закон РФ «Об образовании»;
Семейный кодекс РФ;
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
Кандаурова Лариса Святославовна
Старший методист МАДОУ №15 «Югорка»
Развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования в
условиях
самореализации
в
творчестве,
воплощения
в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей
индивидуальности.
Обучающие:
 учить использовать нетрадиционные техники рисования;
 учить основам в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
 формировать образное, пространственное мышление и умение
завершать свой замысел до конца;
Развивающие:
 пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству;
 развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству;
 развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитательные:
 осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
 добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.
8 месяцев
1. Развитие общих и творческих способностей.
2. Расширение и обогащение художественного опыта.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль,
самооценка,
обобщенные
способы
действия,
умения
взаимодействовать друг с другом.
4. Овладение нетрадиционными изобразительными средствами
рисования.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №15 «Югорка»
г. Мегион
Воспитанники МАДОУ №15 «Югорка», возраст от 5 до 7 лет

3

….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории
и практики на современном этапе. Эффективней начинается еѐ развитие с дошкольного
возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребѐнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.
Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции)
адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо
создавать базу для его творчества. Чем больше ребѐнок видит, слышит, переживает, тем
значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического вкуса. У ребенка совершенствуется наблюдательность, развиваются
творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое). А также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов, которые очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Термин
«нетрадиционный»
подразумевает
использование
материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми,
традиционными, широко известными.
Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к
детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует
4

интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной
сферы дошкольников.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись
ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Работа с нетрадиционными
техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное
настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством
эстетического воспитания.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог
вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными
материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы
изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать,
какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может
быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждый ребенок может активно,
самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы,
входящие в программу, включены по принципу постепенного усложнения материала.
Направленность программы: художественно-эстетическое
Уровень освоения: стартовый
Форма получения образования: очная
1.2. Актуальность
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественнотворческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и
навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей
у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать
радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми
нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и
легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных
процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные
технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера,
координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги.
Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего
у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с
различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и
навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы
нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные
техники
рисования
помогают
почувствовать
себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее.
5

А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое
открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на занятия с детьми не
владеющими основными навыками и умениями рисования, а средства нетрадиционного
рисования способны решить эту проблему.
Программа позволяет учитывать личностные особенности характера ребенка,
учитывать особенности его развития, индивидуальные способности к изодеятельности,
выстраивать образовательный процесс с полным учетом этих процессов. Нетрадиционные
техники позволяют закончить процесс рисования на любом этапе и сюжет будет понятен,
будет выражен, а можно нарисовав зубной щеткой море, дорисовать закат солнца, птиц,
горы на дальнем и ближнем плане, корабли и так до полного самовыражения в рисунке.
Выполняя рисунок нетрадиционными техниками, дети дополняют его традиционными
материалами и инструментами дорисовывая задуманный сюжет, дополняя его линией
горизонта, воздушным пространством, основными характерными деталями образа.
Знакомятся с видами искусства художественно−эстетического цикла через занятия
интегрированного характера, украшают готовые формы по мотивам народных росписей.
Эти сочетания привлекают детей новизной обстановки, необычными этапами
продуктивной деятельности, красотой и разнообразием материалов, эти качества
способствуют сохранению интереса к изобразительному творчеству, формируют навыки
поиска новых способов изображения.
Однако программа, кроме творческих задач, решает и задачи технологического
мастерства (ручные умения) включая работу с традиционными художественными
материалами и инструментами, которые являются основой любой продуктивной
деятельности, их совместное применение станет стимулом творческого нестандартного
роста и рисовального опыта, развития ручной умелости. При совершенствовании у детей
ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы,
развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует
формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному
обучению (к письму).
1.3. Цель Программы
Развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования в условиях
самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных
неповторимых черт, своей индивидуальности.
1.4. Задачи Программы:
Обучающие:
 учить использовать нетрадиционные техники рисования;
 учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и
декоративно-прикладного искусства;
 формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой
замысел до конца;
Развивающие:
 пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству;
6

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
 развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитательные:
 осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
 добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.


1.5.
Принципы построения Программы
При построении программы были учтены основные принципы:
 принцип творчества − развитие творческих способностей детей;
 научности − знания о форме, цвете, композиции;
 доступности − учет возрастных и индивидуальных особенностей;
 этапности − последовательность выполнения этапов;
 динамичности − от простого к сложному;
 сравнений − варианты методов и способов изображения, разнообразие материала;
 выбора − выбор материалов, способов изображений;
 преемственности − учет задач возрастного периода;
 сотрудничества − совместная работа с родителями, сверстниками, воспитателями;
 интеграции − синтез искусств.

1.6.
Ожидаемый результат:
1.Развитие общих и творческих способностей.
2.Расширение и обогащение художественного опыта.
3.Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия, умения взаимодействовать друг с другом.
4.Овладение нетрадиционными изобразительными средствами рисования.

7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные этапы реализации Программы включают в себя:
Предварительный этап:
1. Изучение проблемы развития детского изобразительного творчества.
2. Анализ методической литературы с использованием нетрадиционных техник, их
влияние на развитие творческой компетенции.
3. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
4. Разработка и утверждение программы.
Первичная диагностика:
1. Тестирование.
2. Диагностика творческих способностей и уровня сформированности технических
навыков.
Коррекционная, развивающая работа:
 Коррекция программы с учѐтом диагностики и индивидуальных способностей детей.
 Реализация программы.
Диагностика, подведение итогов:
 Диагностика выявления роста творческого развития каждого ребѐнка.
 Оформление выставок воспитанников.
 Участие в конкурсах различного уровня.
 Презентации детских работ.
В занятиях поддерживаются этапы:
1. Первый этап – возникновение замысла.
2. Второй этап – процесс создания художественного образа.
3. Третий этап – анализ результатов творчества педагогом и детьми.
На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего мира,
использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров,
эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи
внешних изобразительных средств с внутренним характером изобразительного образа.
На втором этапе – выбор инструментов и материалов, изобразительных средств и
техник, способов «вживления в образ», для передачи настроения, характера персонажей,
животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы,
изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального
обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приѐмов,
диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребѐнка.
На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ
с учѐтом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.
Эти методы и приемы, использованные в программе, помогают детям создать
художественные образы в рисунках, лепке, аппликации и в их интеграции.
Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
 уровень развития каждого ребенка;
 рефлексия;
 технические умения;
 умение использовать изобразительные материалы;

Психологические особенности:
 заинтересованность;
 неуверенность при решении задач;
 быстрое выполнение задания;
 страх плохого результата;
 скованность;
 нетерпение;
 невнимательность;
 брезгливость, боязнь испачкать руки и т.п.
Сложности некоторых нетрадиционных техник рисования:
 проводить индивидуальную помощь в процессе работы со всем коллективом детей;
 не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями
декора и другими собственными характерными дополнениями образа;
 обеспечить меры безопасности детей при работе с необычными изобразительными
материалами;
 для личной гигиены каждого ребѐнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными
техниками рисования:
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает еѐ с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой
руками, окрашенными разными цветами.
2. Монотипия
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести
акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно
работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
3. Рисование пальцем
Ребѐнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый
пальчик набирается краска разного цвета.
4. Монотипия предметная
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину
изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой
части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения
отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования
нескольких украшений.
5. Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования
сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы
придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и
способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
6. Граттаж
Ребѐнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на
него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается
9

рисунок. Граттаж может быть цветным и чѐрно – белым, это зависит от того, какая тушь
нанесена на лист.
7.Ниткография
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались,
концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в
произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть
видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать
необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно
усложнять работу и использовать две и более нити.
8. Набрызг
Ребенок набирает краску на зубную щѐтку и ударяет ею о картон, который держит над
бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
9. Киригами
Разновидность оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги и использованием
ножниц и клея.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
2.2. Форма отчетности:
- Организация выставок детских работ.
- Изготовление подарков, сувениров.
- Создание альбомов с рисунками детей.
- Показ презентации педагогам и родителям (отчет о проделанной работе).
2.3. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия

1
«Осенний
ковер»

2
«Превращение
ладошки в
животных»
3 «Волшебный
лес»
(Часть 1)

Нетрадиционн
ые техники
Печать
растений

Печать
ладонью

Смешанные
техники

Задачи
ОКТЯБРЬ
Учить детей работать с хрупким
материалом - листьями. Развивать стойкий
интерес к рисованию, воображение.
Воспитывать аккуратность.
Совершенствовать умение делать
отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа.
Развивать воображение и творчество.
Продолжать совершенствовать умение
детей применять разные нетрадиционные
способы рисования. Воспитывать
инициативность, интерес к рисованию.
Воспитывать интерес к осенним явлениям
природы, эмоциональную отзывчивость на
красоту осени. Продолжить освоение вида
изобразительной техники - «печать
растений». Развивать у детей видение
художественного образа и замысла через
природные формы. Развивать чувство
композиции, цветовосприятие.

Материал

Засушенные листья,
краска, кисти, бумаг

набор гуаши;
цветные карандаши;
кисточка;
стаканчик с водой;
альбомная бумага.

набор гуаши;
цветные карандаши;
кисточка;
стаканчик с водой;
альбомная бумага.

10

4 «Волшебный
лес»
(Часть 2)

Смешанные
техники

5
«Ежик»

Рисование
вилкой
(Пластик)

6 «Рыбы в
аквариуме»

Пластилиногра
фия

7 «Тыква для
Золушки.»

техникой
«принт»

уточнить и расширить представления о
кукурузе, как о злаковой культуре;
продолжать обучать детей разным
нетрадиционным техникам.

8 «Царица
полей —
кукуруза»

1
«Первый снег».

2
«Зимний лес»
3
«Снегири на
ветках»

4
«Зимние
узоры»

Воспитывать интерес к осенним явлениям
природы, эмоциональную отзывчивость на
красоту осени. Продолжить освоение вида
изобразительной техники - «печать
растений». Развивать у детей видение
художественного образа и замысла через
природные формы. Развивать чувство
композиции, цветовосприятие.
Создать условия для обучения
моделированию образа ежа путем
изображения иголочек на спине с
использованием нетрадиционного
материала- пластиковой вилки.
закрепить знания детей о рыбах;
формировать знания у детей о характерном
строении рыб: форма тела,
плавники, жабры и т. д. ,частях ее тела;
закрепить имеющиеся представления об
аквариуме, дать новую информацию о его
обитателях; развивать экологическое
мышление и экологическую культуру.
Продолжать знакомить с нетрадиционными
техниками рисования (рисование ватными
палочками, техникой «принт», работа с
трафаретом при помощи поролоновой
губки), продолжать формировать у детей
умение рисовать отдельные предметы.
Вызвать интерес к рисованию.

Оттиск
печатками из
салфетки
Печать по
трафарету,
рисование
пальчиками
Тычок жесткой
полусухой
кистью

Рисование
нитью

НОЯБРЬ
Закреплять умение рисовать деревья
большие и маленькие, изображать снежок с
помощью техники печатания или
рисование пальчиками. Развивать чувство
композиции.
Упражнять в печати по трафарету.
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Развивать чувство композиции. Воспитать
у ребенка художественный вкус.
Познакомить детей с техникой рисования
тычок жесткой полусухой кистью. Учить
рисовать снегирей. Закрепить знания о
зимующих птицах нашей родины.
Воспитывать любовь и заботливое
отношение к птицам, представление о том,
что все в природе взаимосвязано, чувство
ответственности за окружающий мир.
Познакомить детей со способами
изображения как монотипия (отпечаток),
рисованием ниточками. Показать
выразительные возможности, особенности

набор гуаши; цветные
карандаши; кисточка;
стаканчик с водой;
альбомная бумага.

Картон с изображением
контура ежика, краски
гуашь, вилка
пластиковая, кисти
плакат «рыбы». заготовка
из картона "аквариума"
набор пластилина
стека
салфетки для рук

Бумага белого цвета
формата А 4, цветные
карандаши, гуашь,
поролоновая губка,
салфетки, тыква,
листочки, ватные
палочки
- Гуашь, палитра, кисти,
бумага (ватман, бумага
для черчение или
рисование) формата А 3
Нарезанная по формату А
3 пузырьковая пленка
Листы бумаги, цветные
краски, салфетки

Листы, гуашь, кисти,
палитра, салфетки.
Листы, гуашь, кисти,
стаканчики с водой,
палитра, салфетки ,
фартуки

Листы, гуашь,
стаканчики с водой, нити,
салфетки.
11

5«Снежинки»

Рисование
солью

6 «Новогодние
рисунки на
пене»

Рисование
пеной.
«Монотипия»

7
«Елочка»

Пластилиногра
фия

8
Снеговичок

Комкание
бумаги
(скатывание)

1
«Северное
сияние»

Рисование на
мокром листе

2
«Зимний
пейзаж».

Кляксография

3
«Хитрая
лисица»

Смешанная
техника

4 Витражи для
окошек
Зимушки-Зимы

Клеевые
картинки
(контурные
картинки –

рисования данными способами.
Развивать воображение, образное
мышление, цветовосприятие, творческие
способности детей. Вызвать интерес,
отзывчивость, эмоциональный отклик к
творческой деятельности.
Учить использовать в работе
нетрадиционную технику - рисование
клеем и солью, развивать видение
художественного образа, формировать
чувство композиции; закреплять знание
цветов; расширять знания детей о явлениях
природы, учить детей рассуждать.

Познакомить педагогов с новыми
эффективными приемами и методами
работы. Способствовать творческой
самореализации педагогов. Создать
психологически-комфортную обстановку.
Мозаика из пластилина. Учить отрывать от
большого куска пластилина маленькие
кусочки, катать из них между пальцами
маленькие шарики, выкладывать шариками
готовую форму елочки, нарисованную на
светлом картоне.
Закреплять навыки рисования гуашью,
умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование. Учить
дорисовывать картинку со снеговиком
(метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать
чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ДЕКАБРЬ
Упражнять детей в рисовании по мокрой
бумаге. Развивать чувство цвета, формы и
композиции. Воспитывать желание
восхищаться явлениями природы.
Освоение техники рисования по мокрой
бумаги.
Развивать фантазию и творчество в
рисовании зимнего пейзажа; продолжать
учить регулировать силу выдуваемого
воздуха, дополнять изображение.

обучить детей различным техникам и
приемам работы с бумагой;
учить конструировать из бумаги фигурки
животных;
Познакомить детей с понятием «витраж» и
техникой его выполнения

Белый картон
Акварельная краска
Соль (подойдет любая)
Шаблоны со снежинками
Клей ПВА лучше всего
подходит для
трассировки нашего
шаблона.
Кисть
Немного воды.
гуашь, кисточки,
линейка, бумага,
салфетка и самое главное
– это пена для бритья.
Рисунок с изображением
елочки; пластилин.

Гуашь, листы бумаги,
салфетки для скатывания,
клей ПВА.

Листы, акварельные
краски, кисти с широким
ворсом, стаканчики с
водой, салфетки,
восковые мелки
Черная и цветная гуашь,
лист, пластмассовая
ложка, простой
карандаш, гуашь,
восковые мелки,
принадлежности для
рисования.
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Клей ПВА, ножницы
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Клей ПВА
12

5
«Праздничный
салют»
6
«Новогодние
подарки»
7 Новогодняя
открытка

витраж)
Раздувание
красок
Рисование
свечей и
акварельными
красками
Смешанная
техника

8
Заяц в белой
шубе

Смешанные
техники

1«Разноцветно
е небо»

Освоение
техники
рисования по
мокрой
бумаги.

2
«Рисование
мыльными
пузырями»

3
Сказка на
замерзшем
окне

Смешанная
техника
рисование +
аппликация

4
«Лошадка»
(1часть)

Смешанная
техника
рисование +
аппликация

Развивать ассоциативное мышление,
воображение. Воспитывать желание
создавать интересные оригинальные
рисунки.
Вызывать у детей приятные воспоминания
о новогоднем празднике; упражнять в
рисовании различными материалами.

Тонированная бумага,
белая бумага, гуашь,
трубочка

учить детей рисовать поздравительную
Новогоднюю открытку. Создавать в
рисунке образ нарядной ѐлочки. Развивать
творческие способности, умение
соотносить движение руки со зрительным
контролем.

Гуашь, альбомный лист,
сложенный пополам,
непроливайки, салфетки
на каждого ребенка.

расширяем и углубляем представления о
диких животных, особенностях их
внешнего вида и образе жизни;
совершенствовать умения детей создавать
композицию из отдельных деталей.
Развиваем точные движения руки и мелкой
моторики пальцев; развиваем у детей
творческое воображение.
ЯНВАРЬ
Упражнять детей в рисовании по мокрой
бумаге. Развивать чувство цвета, формы и
композиции. Воспитывать желание
восхищаться явлениями природы.

ватные диски; клейкарандаш; заготовки
силуэта из белого
картона; ножницы.

Познакомить детей с техникой рисования
мыльными пузырями;
Закрепить умения дорисовывать детали
объектов, полученных в виде спонтанного
изображения, для придания им
законченности и сходства с реальными
образами;
Развивать воображение, фантазию,
творческие способности;
Поощрять детское творчество, инициативу.
учить создавать аппликацию из манной
крупы;
формировать представление о
возникновении узоров на стекле;
развивать моторику рук;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в
работе.
обучить детей различным техникам и
приемам работы с бумагой;
учить конструировать из бумаги фигурки
животных;
учить дополнять образ деталями,
делающими поделку более выразительной;
совершенствовать умения работы с
необходимыми инструментами и
материалами при работе с бумагой;

Стакан с водой; Краска;
Мыльный раствор;
Трубочка; Бумага.

Лист А4, свечи;
акварельные краски;
кисти с широким ворсом,.

Краски, кружевные
салфетки, кисти, бумага,
ножницы

Картон.
Цветная бумага.
Ножницы.
Чѐрный маркер,
фломастеры, акварельные
краски, кисточка.
Клей-карандаш

13

создавать композиции, выполненными в
различных техниках работы с бумагой;
обучить детей различным техникам и
приемам работы с бумагой;
учить конструировать из бумаги фигурки
животных;
учить дополнять образ деталями,
делающими поделку более выразительной;
совершенствовать умения работы с
необходимыми инструментами и
материалами при работе с бумагой;
создавать композиции, выполненными в
различных техниках работы с бумагой;
Закрепить навык сгибания квадратный лист
бумаги пополам, совмещая два
противоположных угла. Закрепить
условные обозначения: «долина», линия
перегиба, познакомить с условным
обозначением «переворот». Воспитывать
внимание, усидчивость.
ФЕВРАЛЬ
Развивать фантазию и творчество в
рисовании зимнего пейзажа; продолжать
учить регулировать силу выдуваемого
воздуха, дополнять изображение.

5
«Лошадка»
(2часть)

Смешанная
техника
рисование +
аппликация

6
«Мороженное»

Оригами

1
«Зимний
пейзаж»

Кляксография

2
«Наша улица».
(1 занятие)

Печатание,
набрызг,
силуэтное
рисование
Печатание,
набрызг,
силуэтное
рисование
Смешанная
техника

Развивать наблюдательность,
художественный вкус, умение находить
средства выразительности.

Рисование
поролоном

Закреплять навык рисования поролоновой
губкой,
Развивать творческое воображение через
использование данной техники
Расширять у детей знания и представления
об особенностях внешнего вида оленя,
повадках и приспособлении к среде
обитания тундры, расширять представление
детей о жизни животных в условиях
крайнего севера.

3
«Наша улица».
(2 занятие)
4
«Барашек»
5 «Мои
любимые
игрушки»
6
«Северные
олени»

7
Рисуем
корабль. Алые

Набрызг

Развивать наблюдательность,
художественный вкус, умение находить
средства выразительности.
Формировать знание о характерных
особенностях росписи игрушек, умение
создавать узоры по собственному замыслу.

учить детей создавать простую
композицию плавающего в море парусника;
закреплять знания о водном транспорте.

Картон.
Цветная бумага.
Ножницы.
Чѐрный маркер,
фломастеры, акварельные
краски, кисточка.
Клей-карандаш

Образец поделки,
Раздаточный материал:
квадратный лист 12/12,
цветная бумага,
ножницы.

Черная и цветная гуашь,
лист, пластмассовая
ложка, простой
карандаш, гуашь,
восковые мелки,
принадлежности для
рисования.
Листы бумаги, гуашь,
кубики для печатания.
Манка, тычки, мятая
бумага, клей…
Листы бумаги, гуашь,
кубики для печатания.
Манка, тычки, мятая
бумага, клей…
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Клей ПВА
Бумага А3
Гуашь
Поролоновая губка
тонированный лист
формата А4; карандаш
простой; гуашь; кисть
пони №4; кисть щетинная
№2, №4;
клей ПВА с дозатором;
кофе спитой; зубная
щѐтка; жидкая белая
гуашь
иллюстрации водного
транспорта; образец
«Парусник»; бумага А4;
14

паруса.

Развивать мелкую моторику, цветовое
восприятие, чувство формы и композиции,
воспитывать интерес к изобразительной
деятельности.

8
«Масленица»

Смешанная
техника

1
«Красивые
картинки из
разноцветной
нитки»

ниткография
(рисование
нитью).

2
«Подснежники»

Акварель,
восковые свечи

3
«Букет для
мамы»

Рисование
пакетом

4
«Дымковские
игрушки»

Рисование
тычком

5
«Мимоза»

Рисование
тычком

6
«Пейзаж»

Рисование
мятой бумагой

Учить рисовать образ обрядовой куклыМасленицы, используя в одном рисунке
разные изобразительные материалы и
техники рисования. Совершенствовать
умение рисовать тычком, выполнять
изображение в определѐнной
последовательности.
МАРТ
Продолжать учить детей разным
нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новой техникой ниткография (рисование нитью). Развивать
цветовосприятие, умение подбирать для
своей композиции соответствующие
цветовые сочетания, развивать фантазию,
творческое мышление. Освоение техники
рисования – ниткография.
Учить рисовать подснежники восковыми
мелками, обращать внимание на
склоненную головку цветов. Учить с
помощью акварели передавать весенний
колорит. Развивать цветовосприятие.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Передача образа бутонов роз. Продолжить
совершенствовать технику.

Формировать знание о характерных
особенностях росписи игрушек, умение
создавать узоры по собственному замыслу.
Учить выделять элементы геометрического
узора Дымковской росписи (круги, прямые
и волнистые линии, клетка, точкигорошины). Учить расписывать
Дымковскими узорами.
Продолжать формировать навык овладения
техникой рисования тычком.
закрепить понятие «пейзаж»;
учить рисовать, используя технику
рисования мятой бумагой (прижимание
бумажных комочков к листу);
учить дополнять движением кисти
дорисовывать мелкие детали
изображаемого (лепестки цветов,
стебельки, тем самым завершая

восковые мелки,
акварельные краски,
непроливайки, кисти
широкие, клеѐнки для
рисования, компьютер,
аудиозапись шума
прибоя.
белые листы А 4,
восковые мелки, простые
карандаши, салфетки,
клеенки для рисования,
палитры, иллюстрации на
тему «Масленица».

Листы, гуашь,
стаканчики с водой, нити,
салфетки.

Листы, акварельные
краски, восковые свечи,
кисточки, салфетки.

Листы бумаги с
заготовками вазы и
стебля цветка, гуашь,
кисти, пакет
целофановый
образцы глиняных
Дымковских игрушек,
цветные карандаши.

Бумага А4
Гуашь
Кисть
Ватные палочки
Бумага А4, мятая бумага,
салфетка,
Гуашь, кисть

15

7
«Весеннее
дерево»

Рисование
Ватными
палочками

8
«Рисование на
ткани»

Батик

1
«Весенние
цветы»

Ниткография

2
«Подводный
мир»

Рисование
мыльными
пузырями

3
«Космические
дали»

Набрыг

4
«Звездное
небо»

Печать
поролоном по
трафарету;
набрызг

5 «Планеты»

6
«Космический
пейзаж»
7
«Рисунки по

Фотокопия
Восковые
мелки+
акварель
Гратаж

эстетическую картину
Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной техникой рисования
тычок с помощью ватных палочек.
Закреплять умение пользоваться
знакомыми видами техники, для создания
изображения, развивать цветовосприятие,
чувство композиции, умение делать
выводы. Развивать дыхательную систему,
воображение и мышление.
Познакомить с приемом росписи по ткани в
технике батика
АПРЕЛЬ
Совершенствование местной моторики и
двигательной координации рук.
Подготовка руки к письму.
Развитие образного и логического
мышления. Развития чувства цвета и
формы. Стимулирование фантазии.
Развитие эстетического вкуса.
Познакомить детей с техникой рисования
мыльными пузырями. Продолжать учить
детей работать с гуашью. Воспитывать
интерес к творчеству. Способствовать
развитию - творческого воображения,
мышления, художественно-эстетических
навыков, мелкой моторики, глазомера,
внимания.
Продолжить развивать у детей
художественно-творческие способности с
помощью техники - «Набрызг». Обучать
особенностям изображения объектов с
помощью техники «Набрызг», развивать
мелкую моторику, цветовосприятие,
эстетические восприятие,
воспитывать бережное отношение к
природе средствами искусства.
Продолжить осваивать технику – набрызг
(многослойный).
Учить создавать образ звездного неба,
используя смешение красок, набрызг и
печать по трафарету. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
Закрепить умения детей в технике коллаж.
Совершенствовать умение пользоваться
ножницами, трафаретами, клеем.
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
Продолжать знакомить с техникой
проступающего рисунка (фотокопия)
познакомить детей с новой техникой
нетрадиционного рисования – граттаж;

Листы бумаги, краска,
ватные палочки,
стаканчики с водой,
салфетки .

Гуашь, ткань, пяльцо

гуашь, нитки, лист
бумаги.

Листы бумаги А4 ½,
мыльный раствор разных
цветов, соломинки,
салфетки.

Листы бумаги, зубная
щетка, трафареты, краска,
салфетки

Листы бумаги для
рисования, гуашь синего
цвета, кисточки,
подставки под кисточки,
баночки с водой, паралон.

Бумага А4
Акварель
Кисть
Восковые мелки
Тушь , воск , бумага.
16

трафарету»

8
«Пѐстрый
котѐнок»

Пуантилизм

1 «Букет к 9
мая»

Пластилиногра
фия.

2
«Одуванчики пушистое чудо
природы»

Отпечаток

3
«Разноцветные
рыбки»

4
«Соленое
море»

Рисование
солью, по
мокрой краски

формировать умение детей изображать
цветы в технике «граттаж» на основе
собственных представлений;
совершенствовать умение определять
изобразительные техники и их
инструментарий;
продолжать формировать умение четко
формулировать и выражать свои мысли,
точку зрения.
Совершенствовать
технику
рисования
тычком (пуантилизм). Учить рисовать
гуашью с помощью ватной палочки,
смешивать краски и получать различные
оттенки
цвета.
Развивать
чувство
прекрасного.
МАЙ
Знакомство со способом скручивания
жгутиком, изготовление цветов из
пластилина.
Продолжить развивать у детей
художественно-творческие способности с
помощью техники - «набрызг». Обучать
особенностям изображения объектов с
помощью техники «набрызг», развивать
мелкую моторику, цветовосприятие,
эстетическое восприятие. Воспитывать
бережное отношение к природе средствами
искусства.
Вызвать интерес к рисованию
акварельными карандашами. Стремиться
передавать образ рыбки, добиваться
выразительного образа. Познакомить детей
с техникой коллаж. Закрепить умение
пользоваться ножницами, трафаретами,
клеем. Воспитывать аккуратность,
самостоятельность
Научить новому приему оформления
изображения: присыпание солью по мокрой
краске для создания объемности
изображения.
Продолжать развивать фантазию и
воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками,
умение смешивать на палитре краску для
получения нужного оттенка.
Освоение техники рисования с солью по
сырой краске.

5
«Улитка»

Рисование
восковыми
мелками,
солью

Познакомить с техникой сочетания
акварели и восковых мелков. Учить детей
рисовать восковым мелком по контуру,
учить раскрашивать по частям, аккуратно
работать с солью. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.

6
«Цветочная

Рисование
ватными

Продолжать учить детей рисовать
красками, используя ватные палочки;

Листы, силуэт котенка,
краски гуашь, ватные
палочки, палитра

Открытки с цветами,
картон, пластилин.
Гуашь, бумаг

Листы, акварельные
карандаши, кисть, вода

Листы, акварельные
краски, кисти с широким
ворсом, соль, стаканчики
с водой, салфетки.

Лист бумаг, набор
цветных восковых
мелков, соль, кисти с
широким ворсом,
стаканчик с водой,
салфетки, иллюстрации,
изображающие пейзаж
Тонированные в зелѐный
цвет листы бумаги для
17

поляна».

палочками

закреплять знания цветов; формировать
интерес и положительное отношение к
рисованию.

7
«Вот и лето
пришло»

Различные

8
«Картина
настроения»

Рисование
мыльными
пузырями

Закреплять умение детей рисовать
понравившейся техникой. Развивать
интерес к самостоятельной художественной
деятельности. Воспитывать эстетические
чувства, усидчивость, аккуратность в
работе, желание доводить начатое дело до
конца.
Самостоятельная работа, техника
рисования по выбору детей.
Развивать у детей способность различать и
сравнивать эмоциональные ощущения,
учить реализовывать свои мысли, чувства в
художественной форме.

рисования; готовый
рисунок, репродукции с
изображением цветочной
поляны; гуашь основных
цветов, кисточки,
непроливайки, салфетки.
.Листы бумаги, краска,
гуашь, кисточки, ватные
палочки, нити, мыльный
раствор, салфетки.

Листы бумаги, мыльный
раствор разных цветов,
соломинки.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в
себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы
работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделено нормам организации учебного
процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие 6-7 лет, на
который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.
Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении
практической деятельности с применением предметной (образцы, практические упражнения,
экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь
педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебновоспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении при строгом соблюдении этого дети постепенно овладевают знаниями, умениями и
навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлено учебно-тематическое планирование и
все же с учетом возможности его изменения, а также используемые в программе темы могу
быть изменены с учѐтом интересов детей. Большое внимание также уделяется принципам
доступности и посильности в обучении, методу активности, репродуктивности, связи теории
с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного природного и
бытового материала.
Материалы и инструменты:
 Бумага разного формата, цвета, фактуры.
 Акварельные краски
 Гуашь.
18

Пластилин.
 Восковые мелки.
 Кисти круглые и плоские разного размера (белка, пони, жѐсткие).
 Цветные карандаши.
 Простые карандаши.
 Фломастеры, маркеры.
 Трубочки для коктейля.
 Баночки для воды.
 Ножницы обычные и «зигзаг».
 Клей карандаш, ПВА.
 Ластик.
 Салфетки.
ТСО:
 Музыкальный центр.
 Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы»,
«Инструментальная музыка».
 Видеоматериал: «Природа края», «Наш город», презентации «Виды народного
декоративно-прикладного искусства», «Виды изобразительного искусства».
 Ноутбук.
 Экран.
 CD-Плеер.
Принципы организации предметно-пространственной среды:
 Принцип
сезонности:
построение
познавательного
содержания
с
учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент
времени.
 Принцип развивающего характера художественного образования.
 Принцип природосообразности: постановка задач художественно - творческого
развития детей с учѐтом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
 Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
 Личностно-ориентированного подхода к каждому ребѐнку;
 Активности, контролируемости,
индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения
программного материала от простого к сложному, наглядности.
 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
 Учѐт возрастных и психологических особенностей детей.
 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 Игровая форма подачи материала.


19

3.3. Учебный план
Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 квартал. Учитывая
требования СанПиН 1.2.3685-21 к приѐму детей в дошкольные организации, режиму дня и
учебным занятиям (занятия организуются в первую и вторую половину дня). Их
периодичность составляет 2 раза в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Вид услуги

Количество
в неделю

Продолжительность
(в мин.)

Количество
часов в
неделю
(в мин.)

Количество
в мес.
(в мин.)

«Умелые
ручки»

2

30

60

240

3.4. Годовой календарный учебный график

Количество
недель

1 полугодие

Зимние
каникулы

2 полугодие

17 недель

8 дней

21 неделя

Летние
каникулы для
всех детей
13 недель

3.5. Список литературы
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МоскваСинтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.;
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008.
3. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках». - СПб.: «Детство-пресс», 2003.
4. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий
центр 2005.
5. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники»
М.: ТЦ Сфера 2007.
6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к
Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2008.- 192с.
8. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007.г.
9. Никитина А.В. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. - Москва. 2003.
10. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части).
Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
11. Румянцева Е.А. «Необычная аппликация» М.: Дрофа.
12. Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду», М.: «Сфера». -2005.
13. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос 2003.
14. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34643) 2-00-86, +7 (34643) 2-00-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».