ДОП речевого развития дошкольников «Весёлая логоритмика»

№
I.

Содержание

Стр.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Актуальность

4

1.3.

Направления работы

4

1.4.

Цель и задачи программы

4

1.5.

Принципы реализации Программы

5

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Перспективное планирование логоритмических занятий для детей 4-5 лет

6

2.2.

Содержание занятий по логоритмике

6

2.3.

Комплексно-тематическое планирование

8

2.4.

Содержание программы для детей 4-5 лет

9

2.5.

Ожидаемые результаты

15

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Создание обогащѐнной развивающей предметно-пространственной среды

16

3.2.

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности

17

3.3.

Учебный план

18

3.4.

Годовой календарный учебный график

18

3.3

Используемая литература

18

Приложения

2

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у
ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам
ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс
задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого
аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности
произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики
доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность
движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности
речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в
сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательнообразовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных
функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления,
активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической,
двигательно-моторной, произвольной).
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма
активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация
человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается
речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под
влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная
перестройка
сердечнососудистой,
дыхательной,
двигательной,
сенсорной,
речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств
личности.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования
«Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной
М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», «Конспекты логоритмических занятий с
детьми 4-5 лет».
Направленность программы
Программа «Веселая логоритмика» является программой социально-педагогической
направленности. Соответствует лексико - грамматическому планированию занятий по
развитию речи, включает работу над закреплением звуков в определенной
последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя
здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм
ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня
звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей
дошкольного возраста.

3

1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
С каждым годом, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями
речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого
общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая
экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные
детям формы коррекции речи. Логоритмика, является наиболее эмоциональным звеном
логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с развитием
сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической
ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в
звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к
каждому ребенку, учѐт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Лаогоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии,
которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют
максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения
структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с
учѐтом возрастных и психологических особенностей детей среднего и старшего
дошкольного возраста.
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические
игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и
фонематического восприятия;
1. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на
формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
2. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные
на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
3. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на
развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
4. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым
сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и
коррекцию мелкой пальцевой моторики.
5. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема
внимания, его переключаемости.
6. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие
развитию творческих способностей детей.
1.4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития
ребѐнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе
общения со взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
Образовательные задачи:
 формировать двигательные умения и навыки;
4

 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Коррекционно-развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать тонкие движения пальцев рук;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь.
Воспитательные задачи:
 воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
 формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
 совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
1.5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
 Принцип всестороннего воздействия оказывает влияние на весь организм в целом.
Общую тренированность организма повышают логоритмические и ритмические средства,
которые совершенствуют механизмы регуляции и создают новые взаимоотношения между
функциональными системами.
 Принцип комплексности определяет связь логопедической ритмики с основными
видами музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание
музыки и др. и с медико-психолого-педагогическими воздействиями.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это
взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и
руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения
темпа и характера ребѐнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и
умения координировать пение, речь и движение.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 4-5лет
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы работы с детьми: подгрупповые занятия с детьми в музыкальном зале
МАДОУ.
Длительность занятий: составляет 20 минут. Периодичность проведения для детей
4-5 лет - 2 раза в неделю, во 2-ой половине дня.
Программа «Весѐлая логоритмика» рассчитана на 1 год обучения:
учебный перспективный план с октября по май:
- количество занятий в неделю – 2;
- количество занятий в месяц – 8;
- количество занятий за 8 мес. – 64
5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
для детей 4-5 лет
Месяц
№
Название занятия
занятия
Октябрь
1-2
«Под грибком»
3-4
«Осенние листья»
5-6
«Осень в лесу»
7-8
«Веселый огород»
Ноябрь
9-10
«Репка»
11-12
«Осенние подарки»
13-14
«До свиданья, птицы!»
15-16
«Холодно!»
Декабрь
17-18
«Зима в лесу»
19-20
«Дед Мороз спешит на елку»
21-22 «Украшаем елочку»
23-24
«Наступает Новый год»
Январь
25-26
«Новогодний праздник в лесу»
27-28
«Рукавичка»
29-30
«Снеговик»
31-32
«Кошка и котята»
Февраль
33-34
«Котята и щенок»
35-36
«У бабушки в гостях»
37-38
«Как снеговики солнце искали»
39-40
«Армейская карусель»
Март
41-42
«Как цыплята солнце будили»
43-44
«Новая столовая»
45-46
«В гости к нам пришли матрешки»
47-48
«Весеннее солнышко»
Апрель
49-50
«Весенняя капель»
51-52
«Прилетайте, птицы!»
53-54
«Весенний ручеек»
55-56
«Кораблик»
Май
57-58
«Утренние лучи»
59-60
«Петушок и его семья»
61-62
«Колечко»
63-64
«Здравствуй, лето!»
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
 Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
 Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
 Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат
6

ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.
 Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.
 Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
 Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается
фонематический слух и слуховое внимание.
 Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги
и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки,
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
 Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной
доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов,
фраз.
 Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует
автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с
речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
 Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и
сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном.
 Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает
мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также
остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального
произведения.
 Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
 Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.
7

2.3. КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Осень

Лес. Грибы

Ягоды

Октябрь
Перелетные птицы

Деревья, кустарники

Сентябрь
День знаний!
Здравствуй,
детский сад!

Мои друзья
Игрушки

Овощи. Труд
взрослых на полях
и огородах»

Фрукты. Труд
взрослых в садах

Одежда

Обувь, головные
уборы

Зима

Дикие животные
и их детѐныши.
Подготовка
животных к
зиме

Ноябрь
Ателье

Декабрь
Мебель. Дом

Почта

Транспорт

Январь
Орудия труда.
Инструменты
Февраль
Наша армия

«Мамин праздник.
Весна.
Первые весенние
цветы»

Профессии

Март
Продукты питания

Человек

Космос

День Победы

Наша страна.
Мой родной
край, город

Зимующие
птицы

Апрель
Животные жарких
стран
Май
Насекомые

Домашние животные и
их детеныши.
Содержание домашних
животных
Семья

Новогодний
праздник

Комнатные растения
Животный мир морей и
океанов. Пресноводные
и аквариумные рыбы
Откуда хлеб пришел?

Посуда

Бытовая техника
Школа
Лето

8

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
№
п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание

Под грибком

Развивать у детей координированные движения рук, ног во
время ходьбы и бега; выполнять движения в соответствии с
текстом; формировать навыки слушания музыки, различать
темпы мелодий, двигаться соответственно с темпом мелодии;
развивать мелкую моторику рук, дыхание; расширять
лексический словарь по теме.

3-4

Осенние листья

5-6

Осень в лесу

7-8

Веселый огород

Развивать артикуляционную, мелкую моторику, чувство
ритма.
Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и навыков.
Обучать приемам массажа.
Развитие эмоциональной выразительности.
Формировать правильную осанку, походку
Развивать мелкую моторику, чувство ритма
Подготовка артикуляционного аппарата к
формированию правильной артикуляции.
Развитие длительного плавного выдоха.
Развитие слухового внимания, развитие быстроты
двигательной реакции.
Развивать пространственную ориентировку. Способствовать
коррекции речевых нарушений, фонематического слуха,
темпа и ритма дыхания.

Артикуляционная гимнастика
Динамическое упражнение «По грибы»
Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»
Пальчиковая игра «Разминаем пальчики»
Хоровод «Здравствуй, осень!»
Подвижная игра «Лягушата и Мишка»
Хоровод «Маленький ежик»
Дыхательное упр. «Ветер и листья»
Танец –игра с листьями.
Пальчиковая гимнастика «Осень в гости к нам пришла»
Массаж лица «Грибной дождик»
П/и «Туча», «Веселый мяч»
Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ»
Динамическая пауза «Ветер»
Шумовой оркестр
Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»
Танец-игра с листьями
Пальчиковая игра «Осенний букет»

9-10

Репка

Развивать у детей координированные движения рук, ног во
время ходьбы и бега, выполнять движения в соответствии с
текстом; продолжать формировать навыки слушания музыки,
различать темпы мелодий, двигаться соответственно с
темпом мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание;
расширять лексический словарь по теме.

11-12

Осенние подарки

Развивать у детей координированные движения рук, ног во
время ходьбы и бега, выполнять движения в соответствии с

12

Хоровод «Вы умеете сажать капусту?»
Пальчиковая игра «Зайчик»
Стихотворение с движениями «Овощи»
Стихотворение с движениями «Ножки»
Пальчиковая игра «Дом и ворота»
Закличка «Дождик»
«Огородный хоровод»
Массаж пальцев «Этот пальчик»
Ритмическая игра «Кто как идет»
Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
Двигательное упражнение «Репка»
Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»
Пальчиковая игра «Паучок»
9

текстом; продолжать формировать навыки слушания музыки,
различать темпы мелодий, двигаться соответственно с
темпом мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание;
расширять лексический словарь по теме.

13-14

До свиданья,
птицы!

Развивать пространственную ориентировку. Способствовать
коррекции речевых нарушений, фонематического слуха,
темпа и ритма дыхания.

15-16

Холодно!

Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев,
мимические мышцы лица; выполнять движения в
соответствии с текстом; развивать фонематический слух.

17-18

Зима в лесу

Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую
моторику, фонематический слух, внимание, физиологическое
дыхание.

19-20

Дед Мороз спешит Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев,
на елку
мимические мышцы лица; выполнять движения в
соответствии с текстом; развивать фонематический слух.

21-22

Украшаем елочку

Продолжать развивать двигательные навыки детей в
соответствии с текстом; развивать чувство ритма, такта
общую и мелкую моторику, внимание, физиологическое
дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать
ритмический слух.

Пальчиковая игра «Осенний букет»
Двигательные упражнения «Мишки»
Массаж «Грибной дождик»
Упражнение «Грибы большие и маленькие»
Игра «Маленький ежик»
Упражнение на развитие динамического и ритмического
слуха «Поезд»
Танец «Веселые сапожки»
Физкультминутка «Клен»
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
Двигательные упражнения «Перелетные птицы»
Игра «Птички»
Пальчиковая игра «Птички»
Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
Ритмическое упражнение «Снежинки»
Упражнение на развитие чувства ритма «Падают
снежинки»
Упражнение «Снег-снежок»
Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик»
Физкультминутка «Метель»,
«Зимняя игра»
Ритмическое упражнение «Снежок»
Ритмическая игра «Следы зверей»
Упражнение на развитие дыхания «Волки»
Игра «Догонялки»
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
Физкультминутка «Дед Мороз»
Ритмическое упражнение «Снежинки»
Игра «Снежинки и Дед Мороз»
Закличка «Морозушка – Мороз»
«Зимняя игра»
Физкультминутка «Наша елка»
Аппликация «Бусы повесили»
Дидактическая играна развитие динамического слуха
«Колокольчики звенят»
«Танец с фонариками»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
10

23-24

Наступает Новый
год

Продолжать развивать двигательные навыки детей в
соответствии с текстом; развивать чувство ритма, такта
общую и мелкую моторику, внимание, физиологическое
дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать
ритмический слух.

25-26

Новогодний
праздник в лесу

Продолжать развивать двигательные навыки детей; чувство
ритма, такта общую и мелкую моторику, внимание,
физиологическое дыхание, продолжительность речевого
выдоха; развивать ритмический слух.

27-28

Рукавичка

Продолжать развивать двигательные навыки детей; чувство
ритма, такта общую и мелкую моторику, внимание,
физиологическое дыхание, продолжительность речевого
выдоха; развивать ритмический слух.

29-30

Снеговик

Продолжать развивать общую и мелкую моторику,
фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять
здоровье детей с помощью самомассажа. Расширять
лексический словарь по теме.

31-32

Кошка и котята

Продолжать развивать общую и мелкую моторику,
фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять
здоровье детей с помощью самомассажа. Расширять
лексический словарь по теме.

33-34

Котята и щенок

Расширять лексический словарь по теме; выполнять
движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру
и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки;
совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать
фонематический слух.

35-36

У бабушки в гостях

Расширять лексический словарь по теме; выполнять
движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру
и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки;

Закличка «Морозушка – Мороз»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Игра «Ритмическое эхо»
Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
Танец кукол
Игра «Прятки»
Игра «Колпачок»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Пьеса «На машине»
Ритмическая игра «Следы»
Стихотворение «Дед Мороз»
Двигательные упражнения «Лесные гости»
Игра «Заморожу»
Закличка «Морозушка – Мороз»
Потешка
Ритмическая игра «Зайка»
Танец «Снежок»
Игра «Зайцы и волк»
Танец мишек
Потешка
Игра «Метелица»
Массаж «Снеговик»
Физкультминутка «Попляшите»
Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок»
Массаж тела «Заболела кисонька»
Ритмическая игра «Цапки»
Игра «Киса и мыши»
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
Потешка
Игра «Киса и мыши»
Игра с собачкой
Ритмическая игра «Котенок и щенок»
Потешка «Кисонька-мурысонька»
Двигательные упражнения «В гости к бабушке»
Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»
11

совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать
фонематический слух.

37-38

Как снеговики
солнце искали

Развивать пространственную ориентировку. Способствовать
коррекции речевых нарушений, фонематического слуха,
темпа и ритма дыхания.

39-40

Армейская
карусель

Продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику;
развивать ритмический слух и воспроизводить его с помощью
прохлопываний и простукиваний; развивать фонематический
слух, внимание.

41-42

Как цыплята солнце
будили

43-44

Новая столовая

45-46

В гости к нам

Совершенствовать координированные движения рук и ног;
развивать у детей выразительность при чтении
стихотворений; продолжать простукивать ритмический
рисунок; развивать воображение при передаче характера
поведения животных.
Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую
моторику, фонематичекий слух, внимание, физиологическое
дыхание.
Совершенствовать координированные движения рук и ног;
развивать у детей выразительность при чтении
стихотворений; продолжать простукивать ритмический
рисунок; развивать воображение при передаче характера
поведения животных.
Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую
моторику, фонематичекий слух, внимание, физиологическое
дыхание.
Продолжать развивать общую и мелкую моторику,

Игра «Щенок Митрошка»
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
Ритмическая игра «Оркестр»
Игра «Киса и мыши»
Пестушка «Хамочек»
Потешка
Массаж «Снеговик»
Физкультминутка «Снежная баба»
Ритмическая игра «Шагают снеговики»
Ритмическое упражнение «В лесу»
Игра «Ритмическое эхо»
Двигательное упражнение
Игра «Зайка»
Упражнение «Машины»
Физкультминутка «Эй, лошадка»
«Игра с лошадкой»
Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
Пальчиковая игра «Капитан»
Стихотворение «Самолет»
Игра «Космонавты»
Аппликация «Флажок»
Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята»
Пальчиковый массаж «Сорока»
Двигательные упражнения «Зайчик»
Ритмическая игра «Сапожки»
Дидактическая игра на развитие динамического слуха
«Тихие и громкие звоночки»
Закличка «Солнышки»
Пальчиковая игра «Мама»
Ритмическая игра «Письмо на снегу»
Музыкально-ритмическая игра «Строители»
Танец-игра «Вороны»
Массаж пальцев «Воробьи»
Игра «Ритмическое эхо»
Самомассаж «Сорока»
Игра «Скворушки»
Игра «Бубен»
12

пришли матрешки

фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять
здоровье детей с помощью самомассажа. Расширять
лексический словарь по теме.

47-48

Весеннее солнышко

Продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику;
продолжать воспроизводить ритм с помощью прохлопываний
и простукиваний; развивать фонематический слух, внимание.

49-50

Весенняя капель

Расширять лексический словарь по теме; выполнять
движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру
и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки;
совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать
фонематический слух.

51-52

Прилетайте, птицы!

Расширять лексический словарь по теме; выполнять
движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру
и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки;
совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать
фонематический слух.

53-54

Весенний ручеек

Продолжать развивать у детей ритмический слух, опираясь на
ритмо-схему отстукивать ритмический рисунок;
совершенствовать координированные движения рук и ног,
общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух;
укреплять здоровье детей с помощью самомассажа; развивать
голосовые связки.

55-56

Кораблик

Продолжать развивать у детей ритмический слух, опираясь на
ритмо-схему отстукивать ритмический рисунок;
совершенствовать координированные движения рук и ног,
общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух;
укреплять здоровье детей с помощью самомассажа; развивать

Игра «Карусель»
Игра «Матрешки и мышки»
Танец «Мы – матрешечки»
Пестушка «Хамочек»
Упражнение «Солнышко»
Игра на развитие мимических движений «Солнышко»
Игра «Солнышко»
Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
Ритмическая игра «Сосульки»
Игра «Щенок Митрошка»
Пьеса «Ну-ка, веселее!»
Игра «Скворушка»
Пальчиковая игра «Большие и маленькие»
Упражнение на растяжение мышц «Потягушки»
Детская пестушка
Закличка «Солнышко»
Ритмическая игра «Капель»
Игра «Воробей»
Игра «Я бегу, бегу, бегу»
Игра «Я бегу, бегу, бегу»
Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»
Игра-массаж ног «Строители»
Игра «Скворушки»
Игра «Замри»
Массаж пальцев «Воробьи»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Ритмическая игра «Барабан»
Игра «Ежик и мыши»
Ритмическая игра «Белочка»
Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха
«Лесная прогулка»
Игра «Вышел Мишка на лужок»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Упражнение «Цыплята»
Упражнение «Плавный подъем рук»
Ритмическая игра «Лягушки»
Игра «Ну-ка, зайка»
Закличка «Солнышко»
13

голосовые связки.
57-58

Утренние лучи

Продолжать совершенствовать координацию движений рук,
ног; развивать мелкую моторику; учить отгадывать загадки;
продолжать простукивать ритм в заданном темпе, развивать
фонематический слух; продолжать учить детей
расслабляться.

59-60

Петушок и его
семья

61-62

Колечко

Развивать у детей умение менять движения со сменой
музыки.
Подготовка артикуляционного аппарата к
формированию правильной артикуляции.
Воспитание физиологического дыхания,
выработка направленной воздушной струи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук,
формирование координации, силу тонких движений.
Совершенствование диалогической речи.
Совершенствовать общую и мелкую моторику,
координированные движения рук и ног, чувство ритма, такта;
располагать предметы в рисунке на определенном
расстоянии; укреплять кончик языка, развивать его
подвижность; продолжать различать темп музыки, развивать
фонематический слух.

63-64

Здравствуй, лето!

Развивать силу и модуляцию голоса,
слуховое внимание, темпо-ритмическое
восприятие.
Формировать умение детей ритмично
проговаривать текст и одновременно
выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под
звуки релаксирующей музыки.
Развивать у детей умение выразительно
читать стихотворения, выполнять движения
танцев в соответствии с характером музыки.

Дыхательное упражнение «Ветер»
Игра «Корабль пришел»»
Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц.
Упражнение для рук «Маленькие снежинки»
Чистоговорка
Артикуляционная гимнастика
Двигательные упражнения «Дорожка»
Пальчиковая игра «Елочка»
Стих. «Мурочка-Снегурочка» с движениями
Новогодний хоровод
Стих. с движениями «Как на горке снег»
Песня «Строим дом»
Упражнение для рук «Маленькие снежинки»
Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»
Упражнение на координацию речи и движений «Хозяюшка»
Упражнение на развитие дыхания «Кукареша».
Упр. на развитие внимания «Спасатели»
Логопедическая гимнастика.
Чистоговорки.
Ритмическая игра «Лесной концерт»
Народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка!»
Артикуляционная гимнастика
Фонопедическое упр-е «Звери просыпаются»
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки
Координация музыки, движений, речи «Семейка»
Танец «Весѐлая полька»
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»
Чистоговорка «Лягушка»
Подвижная игра «Лягушки и цапля»
Хороводная игра «А мы по лесу гуляли…»
Координация музыки, движений, речи «Фиалка»

14

2.5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации Программы ребенок будет:
 проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, пении;
 взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
 обладать развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;
 способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
чувства и настроения;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и
управлять ими;
 речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;
 развиваются творческие способности, ребѐнок может фантазировать вслух, играть
звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
 артикуляционный аппарат подготовлен к овладению нормами звукопроизношения
родного языка.

15

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. СОЗДАНИЕ ОБОГАЩЁННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО –
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Требования к среде:
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
- записей для прослушивания
ритмических упражнений.
ких песен,
иллюстрации к детским песенкам.
-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки,
деревянные ложки.
-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами:
металлофоны, колокольчики.
-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные
палочки.
Требования к педагогу:
могут проводить педагоги со специальным логопедическим
или музыкальным образованием.
-логопед совместно с музыкальным
руководителем во второй половине дня.
Обеспеченность материально-техническими и информационно- техническими
ресурсами
Индивидуальные зеркала;
стульчики для занятий у зеркала;
дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
«живые игрушки» (костюмы для переодевания детьми или воспитателем);
коврики для проведения релаксации;
игровые атрибуты;
картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, стишки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, серии сюжетных картинок;
иллюстрации и репродукции;
игры для совершенствования грамматического строя речи;
дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и
слухового восприятия;
шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.
пособия для развития мелкой моторики и проведения самомассажа: шарики Су-Джок,
резиновые мячи и кольца с шипами, шишки, прищепки, сухой бассейн (фасоль, горох);
картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр, оздоровительной гимнастики;
информационные стенды и папки-передвижки с информацией для родителей;
Техническое оснащение занятий:
Фортепиано.
16

Проектор, ноутбук, экран.
Компьютер, принтер.
Мультимедиа презентации по лексическим темам, видеоматериалы.
Магнитофон, диски с аудиозаписями (песенки, распевки по темам).
Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен.
3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспеченность
учебно-методическими
комплектами
и
методическими
пособиями.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.).
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с ОНР» под ред. Н.В.Нищевой.
«Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под ред. Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной.
«Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие
для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у
дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической
стороны речи у детей) О.С. Гомзяк.
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и
педагогов. Е.С. Анищенковой.
Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания.
О.В.Бурлакиной.
Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для
педагогов и родителей О.А.Новиковской.
Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики
Г.А.Хацкалѐвой.
Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников, комплект с
музыкальным сопровождением (CD) Е.А.Судаковой.
Аудио пособие «Весѐлая логоритмика» (серия «Музыка с мамой) Екатерины и Сергея
Железновых.
Логопедические распевки, музыкальная и пальчиковая гимнастика и подвижные игры –
Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева.
Логопедическая грамматика О.А.Новиковской.
Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников Л.И.Зайцевой,
комплект с музыкальным сопровождением (CD-R).

17

3.3. Учебный план
Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 квартал. Учитывая
требования СанПиН 1.2.3685-21 к приѐму детей в дошкольные организации, режиму дня и
учебным занятиям (занятия организуются в первую и вторую половину дня). Их
периодичность составляет 2 раза в неделю, продолжительностью не более 20 минут.
Вид услуги

Количество
в неделю

Продолжительность
(в мин.)

Количество
часов в
неделю
(в мин.)

Количество
в мес.
(в мин.)

«Веселая
логоритмика»

2

20

40

160

3.4. Годовой календарный учебный график

Количество
недель

1 полугодие

Зимние
каникулы

2 полугодие

17 недель

8 дней

21 неделя

Летние
каникулы для
всех детей
13 недель

3.5. Используемая литература
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения,
методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005
2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005;
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2004;
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2000;
5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
6. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ МИНУТКИ Тематические занятия для дошкольников
Авторы-составители: Кныш Вера Анатольевна, Комар Инна Ивановна, Лобан Елена
Борисовна, Дудик Юлия Владимировна
7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
8. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
10. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
11. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002.

18

ПРИЛОЖЕНИЯ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика исследования психомоторных функций.
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при
выполнении двигательных проб.
Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.
Приѐм: средняя группа - повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно;
старшая группа - повторить за педагогом движения, за исключением одного, заранее
обусловленного, «запретного» движения.
Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений 1 – 3 балла.
Исследование произвольного торможения движений.
Упражнение: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
Приѐм: средняя группа – остановиться по голосовой команде;
Отметить: точность выполнения. 1-3 балла
Исследование статической координации движений.
Приѐм: средняя группа - стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так,
чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед, время выполнения —5
секунд;
Отметить: свободно ли удерживает позы или с напряжением, сильно ли раскачивается из стороны
в сторону: балансирует ли туловищем, руками, головой: сходит ли с места или делает рывок в
стороны; касается ли пола другой ногой; или иногда падает, открывает глаза и отказывается
выполнять пробу. 1-3 балла.
Исследование динамической координации движений.
Приѐм: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутках между
шагами.
Отметить: средняя группа верно ли выполняет со второго - третьего раза; старшая группа верно ли
выполняет с первого раза; наблюдается ли напряжение, скованность движения рук и ног или
чередование шага и хлопка не удается. 1-3 балла.
Прием: выполнить подряд плавные приседания. Не касаться пятками пола, выполнять только на
носках.
Средняя группа – три приседания;
Отметить: правильно ли выполняет; с напряжением или раскачивается, балансируя туловищем и
руками; крайне напрягается или становится на всю ступню. 1-3 балла.
Исследование распределения внимания.
Приѐм: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в
сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить
движения обеих рук.
Средняя группа – повторить один раз;
Отметить: единовременно ли выполняет, точно ли, плавно ли. 1-3 балла.
Исследование координации движений.
Приѐм: выполнить движения — ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу
выставить вперед на носок, руки на поясе.
Средняя группа – повторить один раз;
Отметить: точность, плавность выполнения. 1-3 балла.
Исследование переключаемости движений.
Прием: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч,
разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу
шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).
Средняя группа – в медленном темпе;
19

Отметить: своевременно ли выполняет, выполняет ли задание с первого, второго, третьего раза; не
выполняет задания 1-3 балла.
Исследование наличия или отсутствия движения.
Прием: предложить поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте,
сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от
пола.
Средняя группа – по подражанию;
Отметить: наличие (отсутствие) движения; выполняет ли задание с первого, второго, третьего
раза; не выполняет задания. 1-3 балла.
Исследование пространственной организации движения.
Прием: повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг.
Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из
правого угла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали
через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать
по залу, начиная движение справа; то же слева.
Средняя группа - по подражанию;
Отметить: ошибки в пространственной координации — незнание сторон тела, ведущей руки,
неуверенность выполнения. 1-3 балла.
Исследование произвольной моторики пальцев рук.
Прием. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз); держа ладони на
поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз); сложить пальцы в кольцо —
раскрыть ладонь (5—6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала
правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (игровое упражнение «Здравствуй,
пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый
пальцы (5—6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и, наоборот,
третьи на вторые (5—6 раз).
Средняя группа: по подражанию;
Отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет пробы и наблюдается ли
напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет
педагога); невыполнение; наличие леворукости. 1-3 балла.
Исследование орального праксиса.
Исследование объема и качества движений губ.
Приѐм: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не
видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю
губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю
губу вниз.
Средняя группа: по подражанию;
Отметить: правильно ли выполняет; каков диапазон движений; наличие содружественных
движений; наблюдается ли чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений. 1-3 балла.
Исследование объема и качества движений мышц щек.
Прием: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.
Для всех возрастных групп.
Отметить: правильно ли выполняет; напрягается ли противоположная выпяченная щека; удается
или не удается изолированное надувание одной щеки. 1-3 балла.
Исследование объема и качества движений языка.
Приемы для всех возрастных групп.
По подражанию: показать язык «жалом», удержать на три счета. Показать язык «лопаточкой»,
удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый.
20

Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его
на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (по цокать) языком.
Отметить: правильно ли выполняет; точен ли диапазон движения языка; наблюдаются ли в
мышцах содружественные движения; как движется язык: неуклюже, неточно, всей массой,
медленно; удается или не удается движение.1-3 балла.
Исследование произвольной мимической моторики:
Исследование объема и качества движения мышц лба.
Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.
Средняя группа: по подражанию;
Отметить: правильно ли выполняет, или движение выполняется с содружественными движениями
(щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), или движение не удается. 1-3 балла.
Исследование объема и качества движений мышц глаз.
Прием для всех возрастных групп.
По словесной инструкции: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть
поочередно правый и левый глаз.
Отметить: правильно ли выполняет, или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают
содружественные движения, или движение не удается. 1-3 балла.
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость,
сомнение, подозрительность.
Объяснение: удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы
слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка
опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально
раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;
сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;
подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Средняя группа: 3-4 позы;
Отметить: правильно ли выполняет указанные выше мимические позы, или мимическая картина
нечеткая, или движения не удаются. 1-3 балла.
Исследование продолжительности выдоха.
Прием для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки,
листок бумаги и т.п.
Отметить: какова продолжительность выдоха, укорочен ли выдох. 1-3 балла.
Исследование темпа движений.
Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук,
показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно,
а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился.
Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.
Средняя группа: показ в замедленном темпе;
Отметить: нормальный темп, замедленный или ускоренный.
Методика исследования сенсорных функций.
Исследование слухового внимания.
Прием: показать, какой предмет прозвучал; барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить
направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук
льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги
ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.
Средняя группа: 3-4 звука для каждого приѐма, лѐгких для узнавания;
Отметить: наблюдались ли ошибки в восприятии услышанного — неправильно ли называли
звучащий инструмент, определялось ли направление звучания. 1-3 балла.
Исследование музыкального слуха.
21

Прием: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни.
Средняя группа – исполнить без музыкального сопровождения;
Отметить: каков музыкальный слух: абсолютный, относительный или не развит вообще. 1-3 балла.
Исследование восприятия музыки.
Прием: прослушать и затем определить услышанное — марш, пляска, колыбельная.
Средняя группа: 3 произведения;
Отметить: умение определять контрастную музыку.
Исследование звуковысотного слуха.
Прием: определить, как звучал колокольчик: выше ли ниже («пел песенку»); определить
направление звукоряда на металлофоне (металлофон, поставленный наклонно, становится
«музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять
молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз
или через ступеньку).
Средняя группа: определить высокий и низкий звуки в пределах сексты – ―до‖-―ля‖;
Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда и расстояние между звуками. 1- 3
балла.
Исследование тембрового слуха.
Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударные (барабан, бубен), духовые
(флейта, саксофон, кларнет, триола), струнные (цитра, домра, балалайка и другие инструменты
типа народных).
Средняя группа: сравнить звучащие инструменты различных групп;
Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты. 1-3 балла.
Исследование динамического слуха.
Прием: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно».
Средняя группа: педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет
словом, как звучал инструмент: «сильно» — «слабо»;
Отметить: различают ли испытуемые звучание инструмента. 1-3 балла.
Исследование ритмического чувства.
Приѐм: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок.
Средняя группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и
воспроизвести его на барабане (двухтактное построение);
Отметить: наблюдались ли ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе
повторялся ритмический рисунок, в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом;
нарушалось ли количество элементов в данном ритмическом рисунке. 1-3 балла.
Исследование певческого диапазона голоса.
Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например, на
звук [«а»] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).
Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—
11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов.
Оценка. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного и сенсорного
состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи
психомоторного и сенсорного развития каждого занимающегося логоритмикой.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34643) 2-00-86, +7 (34643) 2-00-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».