ДОП познавательного развития дошкольников «Шахматная школа»

Содержание
№
п/п
I.

Название разделов
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Актуальность Программы

3

1.2.

Цель Программы

3

1.3.

Задачи Программы

3

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание Программы для детей от 6 до 7 лет

4

2.2.

Планируемые результаты освоения Программы

9

2.3.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

9

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Учебный план

13

3.2.

Годовой календарный учебный график

13

3.3.

Материально-техническое обеспечение программы

13

3.4.

Список использованной литературы

14

2

Стр.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность Программы
Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая
информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно
входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий
уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных
функций.
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребѐнка, как на «человека
играющего», многие методики и технологии
пересмотрены и переведены с учебнодидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент
непременно соседствует с игровой оболочкой.
Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на
всестороннее развитие ребѐнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих
дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход,
приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов
педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие
собственного потенциала каждого ребѐнка.
Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного
образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются
быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в
формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский
писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в
шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное
здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно
воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя
представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти...».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость,
целеустремленность.
Дополнительная образовательная программа познавательного развития дошкольников
«Шахматная школа» - решает проблему невостребованности возросших умственных
способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально
качественного образования на дошкольной ступени.
1.2. Цель Программы
Обучение дошкольников азам шахматной игры.
1.3. Задачи Программы
 Обучить дошкольников элементарной шахматной игре.
 Развивать интеллектуальные и личностные качества детей.
 Содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями.
 Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую
развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у
него любознательности и творчества.
 Развивать стремление к познанию.

3

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание Программы для детей от 5 до 7 лет
Дополнительная образовательная программа познавательного развития дошкольников
«Шахматная школа» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность,
разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской
Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования,
утверждѐнному приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155,
зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер №30384.
В программе использовались материалы следующих авторов, как: Сухин И.Г. «Шахматы
первый год, или Учусь и учу» пособие для учителя, Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или
Там клетки чѐрно-белые чудес и тайн полны», Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить
шахматам». Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик,
реализуются на занятиях, в свободное от занятий время и в работе с родителями и построена на
поэтапном введении в свободную детскую деятельность тематических образовательных
ситуаций:
1 этап – презентация;
2 этап – совместная деятельность взрослого и ребенка;
3 этап – самостоятельная деятельность детей.
Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта обучения игре в шахматы и
опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
— широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
— применение нестандартных дидактических заданий и игр;
— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
— преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с
ограниченным количеством фигур;
— выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура
против фигуры;
— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат»
Сам курс максимально простой и учитывает возрастные особенности детей: в неделю
вводится не более одного нового понятия.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы,
осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Календарно-тематический план
(для детей от 5 до 7 лет)

Сентябрь

Месяц

Тема. Программное содержание
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения
шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей
в горизонтали. Количество горизонталей на доске.
4

Октябрь
Ноябрь

Дидактические задания и игры «Горизонталь»
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на
доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
Дидактические задания и игры «Вертикаль»
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в
диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическое задание
«Диагональ»
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина
«Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или
дидактической сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент
сказки; с. 3–14).
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма
«Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай ка», «Секретная
фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая»
Тема. Начальное положение
Программное содержание:
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением
фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
Тема. Ладья.
Программное содержание:
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания
и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь»
Тема. Ладья.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи
против двух), «Ограничение подвижности».
Тема. Слон.
Программное содержание:
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая
фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».
Тема. Слон.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
5

Декабрь
Январь

«Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона
против двух), «Ограничение подвижности».
Тема. Ладья против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру». Термин «стоять под боем».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против
двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Ферзь.
Программное содержание:
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Просмотр мультфильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир
шахмат».
Тема. Ферзь.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
Тема. Ферзь против ладьи.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Ферзь против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Конь.
Программное содержание:
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Тема. Конь.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь
против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против
двух), «Ограничение подвижности».
Тема. Конь против ферзя.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против ферзя, сложные положения), «Ограничение
6

Февраль
Март

подвижности».
Тема. Конь против ладьи.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против ладьи, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Конь против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Пешка.
Программное содержание:
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
Тема. Пешка.
Программное содержание:
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки
против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные
положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Пешка против ферзя.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя, неложные положения), «Ограничение
подвижности»
Тема. Пешка против ладьи.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против ладьи, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Пешка против коня.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против коня, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Пешка против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Тема. Король.
Программное содержание:
7

Апрель
Май

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и
под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на
уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля
и Баба Яга».
Тема. Король против двух фигур.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против
коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Тема. Шах.
Программное содержание:
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические
задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Тема. Шах.
Программное содержание:
Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай
двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».
Тема. Мат.
Программное содержание:
Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не
мат».
Тема. Мат.
Программное содержание:
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые
примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».
Тема. Мат.
Программное содержание:
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Тема. Ничья. Пат.
Программное содержание:
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание
«Пат или не пат».
Тема. Рокировка.
Программное содержание:
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание
«Рокировка»

8

2.2. Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
2.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
№
1.

2.

Критерии
Любознательный, активный
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, активно
участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные
эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства
получения информации (спросить у взрослых, старших детей,
познавательная литература, Интернет, телевидение и т д), пытается их
использовать
- активен в получении информации познавательного характера, задает
много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими
способами получения информации.
- не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но
проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с новой
информацией, внимательно смотрит познавательные программы по
телевидению и т д.
- не проявляет инициативы в получении информации, не интересуется
информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов.
Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской
деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно
преодолевать ситуации затруднения разными способами.
- проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных
видах деятельности (шахматная игра, дидактические игры, инсценировки),
пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при
необходимости может обратиться за помощью к взрослым.
- стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при
затруднениях ребенок практически сразу обращается за помощью, либо
проявляет тревожность, недовольство, однако активно откликается на
подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже
9

Баллы

2

1

0

2

1

пассивной) взрослого.
- при необходимости самостоятельных действий отказывается от
деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает
выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию,
0
ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или
реагирует агрессивно.
3. Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет
любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской
деятельности
- активно задает вопросы об интересующем предмете или явлении
2
(например, история шахмат, факты, связанные с биографиями шахматистов
и др.); с удовольствием познает суть ходов и комбинаций, самостоятельно
совершает разнообразные пробные действия с фигурами, по собственной
инициативе вступает в игру, наблюдает за игрой, пробует воспроизвести
ходы.
- не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом
1
участвует в совместной деятельности по изучению чего-либо, выслушивает
объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по
инициативе взрослого.
- не проявляет выраженного интереса к деятельности, исследовательской
0
работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической
речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми.
- проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого
2
договаривается, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает
правила взаимодействия в парах, в группах, правила игры. Высказывает
свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.
- не проявляет собственной инициативы при осуществлении
1
взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать
в парах и в группе нуждается в помощи и напоминании взрослого о
правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение
преимущественно по просьбе взрослого или инициативе других детей.
- не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со
сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное
0
поведение, не проявляет какого-либо интереса и собственной инициативы
при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает
односложно «да/нет»
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
ценностных представлений
1. Ведет себя в общественных местах, при взаимодействии с другими людьми
преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми
нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями
(например, во время шахматных турниров)
- самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости
2
корректирует свое поведение в соответствии с нормами (например,
здоровается с противником по игре, вежливо общается, несмотря на
поражение в игре, продолжает игру, даже если окружающая обстановка
незнакома и вызывает интерес и т.д.)
- частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи
1
взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с нормами и
10

2.

1.

2

1.

правилами.
- не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или
помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.
Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного
действия – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это
задание?»
- самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для
достижения требуемого результата. В случае ошибки, сам замечает это и
исправляется.
- способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его
проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные
действия, но исправляется при вопросе-напоминании взрослого.
- применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен
словами обозначить необходимую последовательность действий.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту
Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности
для решения различных задач; в зависимости от ситуации может
преобразовать способы решения задач
- при решении новой задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие
способы, комбинирует их; может привлекать различные источники
получения необходимой информации (Например, при наблюдении за игрой
других детей перенимает что-то у них, уточняет у тренера, как лучше
сделать тот или иной ход).
- при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее
решения необходима помощь взрослого.
- при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий,
которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении
затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной
деятельности.
Может осуществлять первичную общую самооценку на основе критериев,
предъявляемым к результатам деятельности
- может правильно оценить полученные результаты деятельности, способен
кратко аргументировать свои оценки с упоминанием требований.
- может оценить результаты деятельности других, но не может объяснить
свою позицию, при оценке своих результатов необходима помощь
взрослого.
- не может правильно оценить результаты деятельности окружающих;
выносит оценки, противоречащие критериям, основанные не на анализе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями
(критериями). Умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему
алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции
- самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы
выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у
взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так
получилось?». Корректирует свои действия в соответствии с образцом,
инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.
- не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия,
но может корректировать свою работу в соответствии с образцом,
инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.
- не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как
11

0

2

1

0

2

1
0

2
1

0

2

1

0

2.

3.

4.

получится», не может корректировать свои действия в соответствии с
образцом, не выполняет инструкции взрослого.
Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его
причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует
различные способы преодоления затруднения
- ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших
случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу;
предлагает подходящие способы преодоления затруднения.
- ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при
выявлении его причины и определения познавательной задачи; предлагает
способы преодоления затруднения.
- ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов
взрослого.
Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые
позволили его достичь
- ребенок в простейших шахматных партиях самостоятельно проговаривает
условия, которые позволили достичь результата.
- ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые
позволили его достичь может проговорить только после наводящих
вопросов взрослого.
- ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после
наводящих вопросов взрослого.
Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут
- в течение указанного времени в ходе образовательных ситуаций может
действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.
- выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но
после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполнению
задания.
- быстро отвлекается, теряет интерес к заданию, самостоятельно к нему не
возвращается.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Владеет элементарными навыками шахматной игры
- ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры;
способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет
творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает
каждый ход
- при шахматной игре необходима помощь взрослого
- не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не
способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет
творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает
каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.
Высокий уровень – от 1, 7 до 2 баллов
Средний уровень – от 1 до 1,6 баллов
Низкий уровень – от 0 до 1

12

2

1

0

2
1

0

2
1

0

2

1
0

III. ОРГАИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 квартал. Учитывая
требования СанПиН 1.2.3685-21 к приѐму детей в дошкольные организации, режиму дня и
учебным занятиям (занятия организуются в первую и вторую половину дня). Их периодичность
составляет 2 раза в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Набор детей для занятия –
10 человек.
Вид услуги

Количество
в неделю

Продолжительность
(в мин.)

Количество
часов в
неделю
(в мин.)

Количество
в мес.
(в мин.)

«Шахматная
школа»

2

30

60

240

3.2. Годовой календарный учебный график

Количество
недель

1 полугодие

Зимние
каникулы

2 полугодие

17 недель

8 дней

21 неделя

Летние
каникулы для
всех детей
13 недель

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация программы требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и
стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна,
трансформируема, полу функциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетическипривлекательна.
Оборудование:
1.Стул - 9
2. Стол ученический - 3
3. Доска шахматная настенная, магнитная с набором фигур - 1
4. Комплект шахматных фигур - 10
5. Часы шахматные электронные - 3
6. Доска шахматная настольная - 10
7. Методическая литература
8. Шкаф - 1.
9. Ноутбук - 1
Учебно-наглядные дидактические игры и пособия по обучению детей игре в
шахматы
1. «Горизонталь – вертикаль», «Диагональ» (материал – ламинированная плотная бумага).
2. Тканевый шахматный домик, шахматная репка, шахматный колобок (для обыгрывания
сказок на шахматный лад).
3. Плоские картонные шахматные фигуры на палочках (для отгадывания загадок и для
чтения стихов).
13

4. Шахматные пирамидки.
5. Разрезные шахматные картинки.
6. Шахматное лото.
7. Шахматное домино.
8. Кубики с картинками шахматных фигур.
9. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль,
диагональ).
10.Часы с шахматными фигурами.
11. Шапочки для детей с шахматными фигурами.
12. Шахматный Чудесный мешочек.
13. Настенная шахматная доска из ткани и с фигурами из фетра.
14. Тканевые куклы-человечки из пособия «Шахматы» И.Сухина: Незнайка, Дюймовочка,
Карандаш, Гайка, Гурвинек, Пиноккио и др.
15. Картотека дидактических игр по шахматам.
16. Напольные шахматы, напольное поле.
17. Шахматные столы.
18. Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
19. Автоматизированное рабочее место педагога(тренера);
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие
и игровые шахматные программы);
20. Книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и т.п.)
21. Комплект методической литературы.
3.4. Список использованной литературы
1.

И.Весела, Шахматный букварь [текст] / И.Весела, И.Веселы. — М.: Просвещение,

1983;
2. В.Г.Гришин, Шахматная азбука [текст] / В.Г.Гришин, Е.И. Ильин. — М.: Детская
литература, 1980;
3. В.Г.Зак, Я играю в шахматы [текст]/ В. Г. Зак, Я.Н.Длуголенский. — Л.: Детская
литература, 1985;
4. А.Е.Карпов, Учитесь шахматам [текст] / А.Е.Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
5. А.Е.Карпов, Школьный шахматный учебник [текст] / А.Е.Карпов, А.Б.Шингирей. —
М.: Русский шахматный дом, 2005;
6. В.В.Костров, Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
7. С.В.Мазаник, Шахматы для всей семьи [текст] / С.В.Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
8. Н.М.Петрушина, Шахматный учебник для детей [текст] / Н.М.Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2006;
9. И.Г.Сухин, Волшебный шахматный мешочек [текст] / И.Г.Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
10. И.Г.Сухин, Приключения в Шахматной стране [текст] / И.Г.Сухин. — М.: Педагогика,
1991;
11. И.Г.Сухин, Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И.Г.Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
12. И.Г.Сухин, Шахматы для самых маленьких [текст] / И.Г.Сухин. — М.: Астрель; АСТ,
2000;
13. И.Г.Сухин, Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны
[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И.Г.Сухин –
Обнинск Духовное возрождение, 1998;
14

14. И.Г.Сухин, Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя /
И.Г.Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
15. В.Л.Хенкин, Шахматы для начинающих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель:
АСТ, 2008;
16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б.С.Гершунский, А.Н.Костьев. — М.: Педагогика,
1991.
17. Мазаник С.В., Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и
симуляторами игр) – СПб.: Питер, 2010.
18. Бардвик Т. Шахматы для детей / Т.– СПб.: Питер, 2011.
19. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей / – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2012.
20. Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. Шахматы для детей. Шахматы для будущих
чемпионов: пер. с англ. /. – М.: Астрель; АСТ, 2010.
21. Позин С.Б. 25 уроков шахмат /– М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный
дом», 2011.
Интернет-ресурсы
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
4. сайт http://2ls.ru.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34643) 2-00-86, +7 (34643) 2-00-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».