ДОП познавательного развития дошкольников «Точка опоры»

Содержание
№
п/п
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

5

1.2.

Актуальность Программы

6

1.3.

Цель Программы

7

1.4.

Задачи Программы

7

1.5.

Принципы Программы

7

1.6.

Диагностика качества коррекционно-развивающего процесса

8

II.

Название разделов

Стр.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание Программы

9

2.1.1.

Этапы и сроки реализации Программы

9

2.1.2.

Тематическое планирование

9

2.1.3.

Содержание базовых блоков Программы

10

2.1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

17

2.1.

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Учебный план

17

3.2.

Годовой календарный учебный график

17

3.3.

Методическое обеспечение Программы

17

3.4.

Кадровое обеспечение Программы

17

3.5.

Материально-техническое обеспечение программы

18

3.6.

Список литературы

19

Приложения

2

Информационная карта программы
Полное название
программы
Разработчик
программы
Руководитель
программы
Территория
Фактический адрес
учреждения
Телефон
Цель программы

Задачи программы

Целевая группа
Количество
участников
программы
Сроки реализации
программы
Формы работы
Методы работы
Направление
программы
Ожидаемый
результат

«Точка опоры» - программа проведения коррекционных занятий с
детьми с задержкой психического развития и речевыми нарушениями
с применением метода мозжечковой стимуляции
Ольга Анатольевна Васильева, педагог-психолог
Кандаурова Лариса Святославовна, старший методист
г. Мегион
Российская Федерация, ХМАО-Югра, 628684, г. Мегион, ул. Проспект
Победы, 21
+7(34643) 2-00-87
Создание условий для повышения эффективности работы мозга
ребенка с целью улучшения обработки информации, полученной от
органов чувств, улучшения навыков речи, письма рукой, развития
навыков чтения, концентрации внимания, математических навыков,
стимулирования развития памяти и понимания
1.Создать условия для развития детей, имеющих задержку
психического развития и речевые нарушения, с применением
тренажера Баламетрикс.
2.Организовать систему коррекционно-развивающих занятий с
детьми.
3.Обеспечить выполнение программных мероприятий в полном
объеме.
4.Провести анализ эффективности реализованных программных
мероприятий с последующим тиражированием эффективного опыта
реализации программы
Дети с ОВЗ, нарушениями координации, внимания, задержку
психического и речевого развития в возрасте от 5 до 7 лет
включительно
2 человека (группа)
8 месяцев
Индивидуальное занятие
Фронтальное занятие в паре
Словесные (инструктаж, объяснение, пояснение);
Наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
Практические (выполнение упражнений).
Психолого-педагогическая коррекция
1. Приобретение необходимого реабилитационного оборудования и
методических пособий в полном объеме.
2. Создание системы проведения коррекционных занятий с целевой
группой с применением индивидуального курсовой программы на
каждого ребенка.
3. Охват 100% детей, обратившихся за предоставлением данного вида
услуг.
4. Реализация программных мероприятий на 100%.
5. Удовлетворенность
участников
программы
совместной
3

Условия участия в
программе

деятельностью на 100%.
6. Достижение положительного социального эффекта в результате
проведенного комплекса коррекционно-развивающих мероприятий не
менее чем у 90% детей, привлеченных к участию в программе.
7. Достижение поставленных задач в процессе реализации программы
не менее чем на 100%.
Участие в программе осуществляется на добровольной основе по
заявлению родителей (законных представителей) ребенка на
основании заключенного договора

4

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время количество детей с проблемами здоровья, а особенно детей с
задержкой психического и речевого развития, неуклонно увеличивается. Несмотря на
предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с
ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, ежегодная
статистика Министерства здравоохранения Российской Федерации показывает: детей,
нуждающихся в специальном обучении и проведении комплексной коррекционноразвивающей работы, ежегодно становится больше на 3-5%.
Данная проблема является актуальной и для Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры. По состоянию на 01 июля 2010 год в Югре зарегистрирован 3 651 ребенок с
ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет, на 1 апреля 2023 года – 7
637 детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатель детской инвалидности
увеличился по сравнению с 2010 г. на 52,2%.
В муниципальном образовании город Мегион по состоянию на 01.01.2023
зарегистрировано 265 семей с детьми-инвалидами, из них более 30 семей, имеющих в своем
составе ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
271 ребенок, проживающий в городе Мегионе, имеет тяжелые нарушения речи (ТНР)
и/или задержку психического развития (ЗПР), 12 из них входят в категорию «ребенок с РАС
или иными ментальными нарушениями».
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеются различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. В
большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков
на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно,
плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования.
Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание
экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной. Также
отстают от возрастной нормы словарь, устойчивость внимания, слуховая память и
продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками
овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии
словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением.
Для преодоления ТНР необходимы специальные коррекционные мероприятия,
направленные на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития
речи в процессе общения и обучения.
Патогенетической основой задержки психического развития (ЗПР) у детей является
перенесенное органическое поражение центральной нервной системы, ее резидуально органическая недостаточность или функциональная незрелость. У таких детей замедлен
процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не
формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти,
речи, мышления.
Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень
повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР
проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с
сохранными.
Поэтому необходимо в доброжелательной обстановке развивать у детей с ЗПР и
речевыми нарушениями как когнитивные процессы в целом, так и коммуникативные навыки и
потребность в общении и взаимодействии с использованием эффективных методов, которые
могут способствовать их психическому развитию и самореализации.
5

Для преодоления вышеперечисленных проблем разработана Программа «Точка опоры»
- программа проведения коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития
и речевыми нарушениями с применением метода мозжечковой стимуляции (далее –
Программа).
1.2. Актуальность Программы
Актуальность программы состоит в создании специальных благоприятных условий для
интеллектуального и эмоционального развития ребенка с нарушениями здоровья, в том числе
с задержкой психического развития и нарушениями речи, с применением метода мозжечковой
стимуляции.
Новизна Программы состоит в применении системы тренировок на балансировочной
доске Бильгоу, упражнения которых чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет
развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших
психических функций.
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации
движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти
«особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто
диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями
аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические
состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В
результате занятий не только улучшается физическая форма ребенка, но повышается
пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет
добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно
пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол
наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона
изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию
двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Например,
ребенок,
удерживая
равновесие
на
балансировочной доске, перебрасывается с инструктором
небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних
или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой
стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе.
Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень
чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация,
полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на
увлекательную и интересную игру.
Вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не
стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не
падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений:
сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми,
речевыми, арифметическими заданиями.
Программа «Точка опоры» основана на тесном общении специалистов
(логопеда/психолога) и ребенка, и охватывая все аспекты эмоциональных и когнитивных
процессов, строится на принципах совместной деятельности. Система оценки достижений
детей с нарушениями развития представляет собой комплекс психолого-педагогических
методов и приемов коррекции в процессе взаимодействия детей и взрослого.
Комплексный метод имеет большой спектр применения, результатами занятий
становятся такие показатели, как:
 развитие координации движений;
 развитие пространственных, зрительных представлений;
 стабилизация функций вестибулярного аппарата;
6






межполушарное развитие;
личностные изменения;
развитие концентрации внимания, памяти;
стимулирование психического развития.

Целевая группа
Дети с ОВЗ, нарушениями координации, внимания, задержкой психического и речевого
развития в возрасте от 5 до 7 лет включительно.
1.3. Цель Программы
Создание условий для повышения эффективности работы мозга ребенка с целью
улучшения обработки информации, полученной от органов чувств, улучшения навыков речи,
письма рукой, развития навыков чтения, концентрации внимания, математических навыков,
стимулирования развития памяти и понимания.
1.4. Задачи Программы
1. Создать условия для развития детей, имеющих задержку психического развития и
речевые нарушения, с применением тренажера Баламетрикс.
2. Организовать систему коррекционно-развивающих занятий с детьми.
3. Обеспечить выполнение программных мероприятий в полном объеме.
4. Провести анализ эффективности реализованных программных мероприятий с
последующим тиражированием эффективного опыта реализации программы.
1.5. Принципы Программы
1. Принцип «От простого к сложному» заключается в том, что занятия с применением
LBK начинаются с наиболее доступного для ребенка уровня упражнений, постепенно
увеличивая их сложность и количество повторений одного упражнения.
2. Принцип «Оптимального уровня сложности» заключается в правильном подборе
специалистом степени сложности упражнения для ребенка. Френк Белгау пишет, что если
подкрутить полозья балансировочной доски так, что ребенок едва сможет удерживать на ней
равновесие своего тела, то работа сенсорных систем, не отвечающих за удержание равновесия,
будет блокироваться. В данном случае срабатывает защитный механизм организма на
стрессовую ситуацию: чтобы максимально эффективно справиться со стрессом и удержать
равновесие на доске ребенок будет игнорировать часть информации, поступающей от
сопутствующих сенсорных систем. Это, в свою очередь, приведет к неэффективному
применению LBK на занятиях, т. к. для выполнения упражнений будут задействованы не все
сенсорные системы ребенка. В то же время, если уровень удержания равновесия на доске
будет слишком легким, то занятия также лишаются эффективности. Уровень сложности
упражнений с LBK должен быть оптимально подобран для каждого конкретного ребенка.
3. Принцип «Поэтапного освоения». Если упражнение оказывается недоступным
ребенку, то оно разбивается на несколько более простых этапов, каждый из которых
отрабатывается до тех пор, пока ребенок не сможет выполнить требуемое упражнение
целиком. Кроме того, поэтапно вводятся в упражнения отдельные элементы комплекса LBK,
начиная с освоения балансировочной доски и заканчивая упражнениями со стендом. Когда
упражнения с одним из элементов балансировочного комплекса становятся доступными
ребенку, добавляется следующий.
4. Принцип «Усложнения инструкции». При первом выполнении упражнения или
освоении того или иного элемента оборудования ребенок копирует движения специалиста по
образцу. Постепенно к инструкции добавляется описание правильной техники выполнения.
Следующим этапом усложнения инструкции является добавление дополнительных условий
выполнения упражнений. Последним усложнением инструкции является обозначение
конечной цели его действий, достижение которой является критерием правильного и
успешного выполнения упражнения. Таким образом, первоначально инструкция дается
ребенку в виде образца действия, затем разворачивается в речевом плане, постепенно
7

сворачиваясь до обозначения ожидаемого результата действия ребенка.
5. Принцип «Би/моно/попеременно» заключается в том, что комплекс упражнений с
каждым из элементов комплекса LBK отрабатывается сначала двумя руками одновременно,
затем только правой рукой, только левой рукой и двумя руками попеременно.
6. Принцип «Направленности движений» заключается в том, что комплекс упражнений
с каждым из элементов оборудования ТВ К отрабатывается сначала по центру расположения
ребенка, затем в правой половине пространства ребенка, левой половине пространства ребенка
и по вращательной траектории в случае с мячом-маятником.
7. Принцип «Новизны» заключается в том, что упражнения проводятся в нестандартной
для ребенка форме, вызывая тем самым эффект новизны, стимулируя познавательную
активность, игровую деятельность, дополнительную мотивацию к занятиям.
1.6. Диагностика качества коррекционно - развивающего процесса
В программе «Каждый ребенок особый» разработан механизм диагностики
познавательных процессов ребенка и его речевого развития с использованием следующих
экспресс-методик:
 Методика «Найди и вычеркни»
 Методика «Где чьѐ место?»
 Методика «Последовательные картинки»
 Методика «Раздели на группы»
 Методика «Исключение лишнего»
 Методика «Образная память»
 Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
 Методика «Словарная мобильность» - речевое развитие
Диагностика проводится два раза за курс: в начале занятий и по итогам занятий.
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
№
Ф.И.
п/п ребенка
1
2

……
…….

Образная
память
Нача
ло
Н

Речевая
память

Итог

Начало

Итог

С

Н

С

Мышление

Внимание

Таблица 2
Речевое
развитие

Начало

Итог

Начало

Итог

Начало

Итог

С

С

В

Н

С

Н

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В,
уровень выше среднего - Вс, средний - С, уровень ниже среднего – Нс, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,
выявляются сильные и слабые стороны, подбираются упражнения в соответствии с
выявленными индивидуальными особенностями ребенка.
Формы диагностики уровня освоения программы: проведение психологом и
логопедом диагностики уровня психического и речевого развития ребенка в начале и в конце
курса занятий.
Форма организации занятий: групповая (2 ребенка одновременно на 2-х досках)
Методы и приемы работы:
-словесные (инструктаж, объяснение, пояснение);
-наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
-практические (выполнение упражнений).
Занятия носят системный характер. Периодичность занятий – не реже 2 раз в неделю.
Длительность занятий – 25 - 30 минут в зависимости от возраста ребенка в течение учебного
года курсами не менее 60 занятий на одного ребенка в течение 8 месяцев и дополнительно 4
занятия на диагностику когнитивных процессов. Всего 64 занятия. Упражнения
ориентированы на детей целевой группы от 5 до 7 лет включительно.
8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание Программы
2.1.1. Этапы и сроки реализации Программы
Программа реализуется в рамках трех взаимосвязанных этапов:
1. I этап – подготовительный (1 неделя) – информационная кампания, подбор участников
программы, формирование банка данных участников программы, приобретение оборудования;
2. II этап – реализации программы (8 месяцев циклами по 4 месяца) – разработка
индивидуальных коррекционно-развивающих планов на каждого ребенка – участника
программы, проведение индивидуальных практических занятий с детьми в количестве не
менее 32 часов, включая психодиагностику на начало и по итогу проведения занятий;
3. III этап – обобщающий (1 неделя) – анализ результатов по итогам проведенных
занятий с изучением динамики каждого ребенка, анализ критериев оценки эффективности
реализации программы, обобщение опыта и тиражирование его в СМИ.
2.1.2. Тематический план
Программа «Точка опоры» это система занятий, направленных на психоэмоциональное
развитие ребенка с применением метода мозжечковой стимуляции. Содержание и задачи
психоэмоционального развития представлены комплексом упражнений, входящим в 60
коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком – участником данной программы, с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка на основании первичной
диагностики психического и речевого развития ребенка, проведенной логопедом, логопедом –
дефектологом, психологом.
Таблица 1
Тема практического занятия
Общее
кол-во
занятий
Диагностика психического и речевого развития ребенка
2
1 блок: «Вводное занятие – освоение балансира»:
6
1.Вводный инструктаж.
2.Знакомство с оборудованием, правилами его использования (приложение 1).
3.Удержание равновесия на доске с приседанием и движениями вправо, влево,
назад, вперед.
4 Удержание равновесия на балансирующей дорожке, продвижение с приседением
и мешочками.
2 блок: «Упражнения на удержание равновесия со сменой положения тела –
8
упражнения с мешочками с крупой»
Выполнение упражнения на равновесия с ориентировкой на команду со сменой
правой руки – левой руки, правой ноги – левой ноги: 1. Залезть и слезть с доски: а)
спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка
удержать равновесие.
3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания.
Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в
сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение
головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад.
6. Ребенок бросает тренеру мешочки с крупой и ловит их в обратном порядке,
находясь на доске
3 блок: «Упражнения на многозадачность с мячом - маятником».
12
Кинуть подвешенный на резинке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит.
Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.
9

Выполнять данные упражнения с произнесением параллельно букв алфавита, цифр
или др.
Упражнение на прием мяча от взрослого одной рукой, двумя, а также кидать и
ловить одновременно:
1.Подкидывать мяч вверх двумя руками.
2.Подкидывать вверх каждой из рук.
3.Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.
4.Счет на доске в паре с инструктором с использованием одного мягкого мешочка,
двух мягких мешочков, мяча – маятника.
5.Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.
6.Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски. Кинуть подвешенный на резинке
мяч — хлопнуть в ладоши пока летит.
7. Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой
4 блок: «Упражнения с цветной рейкой» и упражнения на фитболах.
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске, положение стоп
определяется педагогом
5 блок: «Упражнения на скорость и меткость»:
упражнения с набором мячей

8

8

6 блок: «Упражнения с мишенью обратной связи»:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске, положение стоп
определяется педагогом. Мишень обратной связи располагается перед ребенком и
используется совместно с мячом - попрыгунчиком
7 блок: «Упражнения с телескопической стойкой с мишенью»:
Стойка используется совместно с мячом – маятником и цветной рейкой

10

Диагностика психического и речевого развития ребенка по итогу прохождения
курса занятий
ИТОГО 60 занятий + 4 занятия на диагностику

2

8

2.1.3. Содержание базовых блоков Программы
Программа состоит из 7 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного
элемента оборудования LBK:
1- й блок: «Освоение балансира»;
2- й блок: «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»;
3- й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;
4- й блок: «Комплекс упражнений с цветной рейкой»;
5- й блок: «Комплекс упражнений с набором мячей»
6- й блок: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»;
7- й блок: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».
Последовательность выполнения блоков упражнений в программе соответствует порядку
их перечисления.
Каждый из блоков содержит примерный комплекс упражнений, который
модифицируется и/или дополняется другими упражнениями в зависимости от целей
программы и особенностей психофизического развития ребенка.
Блок 1. «Освоение балансира»
Занятия по программе мозжечковой стимуляции с применением LBK начинаются с
освоения балансировочной доски Ф. Белгау. Возможность удержания ребенком равновесия на
доске имеет основополагающее значение в программе, т. к. все занятия проходят
исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удерживать баланс тела, стоя на
доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным. В случае, если
этого не произошло, применение данной программы невозможно.
Освоение балансировочной доски начинается с того, что специалист просит ребенка
10

встать на нее, придерживая его за руку и тем самым давая возможность опоры на нее в случае
потери ребенком равновесия. Когда ребенок в состоянии самостоятельно стоять на доске,
специалист отпускает руку, но всегда находится на таком расстоянии от него, чтобы была
возможность удержать/поддержать его в случае падения.
Первоначально, необходимо позволить ребенку самому расположиться на доске так, как
ему удобно, покачаться на ней в разные стороны. Через некоторое время специалист просит
ребенка разместить стопы в исходном положении относительно разметки на поверхности
балансировочной доски.
Исходное положение стоп: стопы ребенка располагаются равноудаленно от центра доски
по оси X между отметками 10 и 15 и по оси У большим пальцем у отметки 10. Для увеличения
уровня сложности выполнения упражнений на доске возможно изменение положения стоп:
• по оси X;
• параллельно линиям разметки центра доски;
• параллельно оси X.
В процессе выполнения упражнений на балансировочной доске специалист
контролирует постоянство правильного расположения стоп ребенка и при необходимости
просит его подкорректировать их. В дальнейшем, он передает эту функцию ребенку, который
уже самостоятельно контролирует постановку своих стоп.
Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий на
балансировочной доске, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику
выполнения упражнений, которая включает в себя не только правильное рас положение стоп,
но и коленей, таза, плеч и всего тела.
Правильное выполнение упражнений на балансировочной доске служит залогом
развития вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела,
координации, поддержания центра тяжести.
Упражнения:
1) Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней;
2) Залезть и слезть с доски: а) спереди: в) сзади: с) с обеих сторон:
3) Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять
под музыку;
4) Встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней:
5) Сесть на доску и покачаться на ней вправо-влево: ребенок сидит на доске, а
специалист раскачивает его вправо-влево;
6) Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем
только правой, левой и обеими руками поочередно;
7) Сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;
8) Сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные движения двумя руками,
затем только правой, левой и обеими руками поочередно;
9) Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;
10) Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить
вращательные движения головой в разные стороны: сначала вправо, потом влево, потом
поочередно в разные стороны;
11) Стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик), которую специалист
кидает ребенку;
12) Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только
правую руку, левую руку и обе руки попеременно;
13) Ребенок в положении стоя, ноги на уровне плеч, поворачивается на 360 градусов,
медленно переставляя ноги;
14) Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в
сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
15) Ребенок в положении стоя. Круговые вращения руками:
A) обе руки в одну сторону;
B) обе руки в разные стороны;
C) по очереди в одну сторону;
11

Д) по очереди в разные стороны.
16) Любое положение: стоя, на корточках, на коленях:
A) обе руки положить на грудь;
B) поднять руки над головой;
C) вытянуть прямые руки в сторону;
Д) нагнуться, достать пальцы ног;
Е) любые движения, какие поправятся.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все
упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 2. «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп
задается специалистом.
Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство
перечисленных ниже упражнений выполняются первоначально двумя руками одновременно,
затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Кроме того,
возможно использование мешочков разного веса и размера.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с
использованием мешочков, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику
выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве,
подкидывал мешочки. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служит
залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического
восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.
Упражнения:
1) перекидывать один мешочек друг другу по очереди:
2) подкидывать мешочек и следить за ним глазами;
3) подкидывать мешочки и следить за ним глазами и носом;
4) подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает
специалист;
5) перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами, затем глазами и
носом;
6) подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в
разные стороны;
7) подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руку в разные
стороны;
8) ребенок стоя на доске перекладывает один мешочек с руки на руку, над годовой,
сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасывает и ловит один
мешочек с хлопками;
9) перекидывать одновременно два мешочка друг другу.
10) подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку
11) принимает мешочки от ведущего (перекидывает) одной рукой, двумя.
12) ребенок, стоя на балансире удерживает мешочек на голове, удерживает 2 мешочка на
плечах и одновременно выполняет действия руками (хлопки, круговые вращения,
подбрасывает и ловит мешочки).
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все
упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 3. «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп
задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком.
Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог
его касаться. Взгляд ребенка фокусируется па мяче-маятнике. Большинство перечисленных
ниже упражнений выполняются сначала двумя руками одновременно, затем только правой
12

рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с
использованием мячей-маятников, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную
технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве,
отбивал мяч-маятник. Особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к
мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже выполнял
действия (отбивал, ловил и т.п.).
Правильное выполнение упражнений с мячом-маятником служит залогом развития
зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, схемы тела ребенка,
ориентации во времени и пространстве, моторной ловкости, кинестетической
чувствительности.
Упражнения:
1) отталкивать мяч-маятник ладонями:
2) отталкивать мяч-маятник ребром ладони:
3) отталкивать мяч-маятник кулаком;
4) отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони:
5) отталкивать мяч-маятник локтем;
6) подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее
количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочерѐдно;
7) перебрасывать и ловить со взрослым разными руками, поочерѐдно, с разного
расстояния;
8) ребенок стоит ровно под точкой крепления мяча-маятника. Одной рукой он толкает
мяч в право или лево, мяч доложен описать окружность вокруг ребенка и вернуться обратно
ему в руки;
9) ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отбивает его, используя только боковое зрение.
Соблюдается последовательность выполнения упражнений в соответствии с порядком их
перечисления. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 4. «Комплекс упражнений с цветной рейкой»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп
задается специалистом.
Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Цветная рейка
используется совместно с мячом-маятником. Мяч-маятник располагается перед ребенком на
расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его коснуться. Взгляд ребенка фокусируется
попеременно на мяче-маятнике и на цветной рейке. Большинство перечисленных ниже
упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в
разные стороны попеременно.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с
использованием цветной рейки, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную
технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве,
руки на цветной рейке, отталкивал мяч-маятник. Как и в случае в работе просто с мячоммаятником, особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а
дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже отбивал рейкой.
Правильное выполнение упражнений с цветной рейкой служит залогом развития
зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, мелкой моторики,
оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и
пространстве, кинестетической чувствительности, темпальных характеристик деятельности,
концентрации и переключения внимания, навыка счета и счетных операций.
Упражнения:
1) отталкивать мяч-маятник ладонью в цветную рейку, которую горизонтально держит
перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
2) отталкивать мяч-маятник кулаком в цветную рейку, которую горизонтально держит
перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
13

3) отталкивать мяч-маятник ребром ладони в цветную рейку, которую горизонтально
держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
4) отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую
горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
5) держать
цветную
рейку
горизонтально.
отталкивать
мяч
только
белым/красным/желтым/зелеными/черными секторами по различной траектории;
6) держать цветную рейку горизонтально, ребенок смотрит в даль (не на мяч) и
отталкивает рейкой, используя только боковое зрение.
Блок 5. «Комплекс упражнений с набором мячей»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп
задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком.
Большинство предложенных здесь упражнений можно выполнять и пустотелым, и мячомпопрыгунчиком, по т.к. мяч – «попрыгунчик» меньше диаметром и обладает более сильным
отскоком, то сложность упражнений с ним выше, чем с пустотелым. Также сложность
регулируется расстоянием до специалиста, который бросает мяч (чем расстояние больше, тем
сложнее).
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с
использованием мячей, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику
выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве,
подкидывал мешочки. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служит
залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического
восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.
Упражнения:
1) присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;
2) катать мяч по ноге (поочередно левой и правой), от бедра к лодыжке и обратно,
прижимая мяч ладонью;
3) ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока). Для увеличения сложности
специалист может задавать разные цели, показывая руками де он ожидает мяч;
4) ловить и бросать мяч от специалиста с отскоком от пола. Для увеличения сложности
специалист может задавать разные цели, показывая руками де он ожидает мяч;
5) отбивать мяч от специалиста (без отскока), стараться попасть в руки инструктору.
Здесь подходит только пустотелый мяч;
6) отбивать мяч от специалиста с отскоком от пола, стараться через отскок попасть в
руки инструктору. Здесь подходит только пустотелый мяч;
Для вариативности, перечисленные упражнения (кроме 1) выполняются первоначально
двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой, обеими руками
попеременно, обеими руками параллельно.
Блок 6. «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп
задается специалистом. Мишень обратной связи располагается перед ребенком.
Для изменения степени сложности выполнения упражнений возможны:
• регулировка высоты ножек;
• изменение расстояния от мишени до ребенка.
Мишень обратной связи используется совместно с мячиком-попрыгунчиком. На
первоначальном этапе, ребенку может быть сложно ловить отскочивший мяч, потому первые
задания сводятся к тому, чтобы ребенок стоя па балансире просто ловил мяч- попрыгунчик,
освоив этот навык, можно переходить к более сложным упражнениям, изложенным ниже. Для
получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием
доски с цифрами, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику
выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, кидал
мячик-попрыгунчик. Правильное выполнение упражнений с мишенью обратной связи служит
залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики,
14

оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и
пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации,
темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыков
счета и счетных операций.
Упражнения:
1) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать его двумя руками;
2) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками;
3) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой;
4) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой;
5) попасть мячиком-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его;
6) попасть мячиком-попрыгунчиком в цифру, которую называет специалист, и поймать
его;
7) попасть мячиком в заданный цвет (желтый/красный/зеленый);
8) попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные/желтые) фигуры;
9) специалист называет слово, а ребенок должен попасть в цвет, который соответствует
этому слову (солнце - желтый, трава - зеленый, язык - красный и т.п.)
10) попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники);
11) специалист называет слово, а ребенок должен попасть в форму, которая ближе всего
соответствует этому слову (мяч - круг, гора - треугольник, окно - квадрат и т.п.).
Упражнения с мишенью обратной связи, комбинирующие визуальную и когнитивную
функции:
1) попасть мячиком во все НЕ желтые (красные, зеленые) треугольники (круги,
квадраты);
2) попасть в круги (круги, квадраты) с четными/нечетными цифрами;
3) попасть мячиком-попрыгунчиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке;
попасть мячиком-попрыгунчиком в последовательность цифр в виде числа, которую называет
специалист;
4) попасть мячиком-попрыгунчиком в число/цифру, которое является ответом на
заданный специалистом арифметический пример;
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все
упражнения выполняются 15-30 раз.
Блок 7. «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями»
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп
задается специалистом. Стойка с мишенями применяется совместно с мячом-маятником и
цветной рейкой, которая используется для увеличения степени сложности упражнения. Мячмаятник располагается перед ребенком на таком расстоянии и такой высоте, чтобы, пролетая
над стендом, он сбивал кубики или пролетал над ними в зависимости от задач упражнения.
Количество устанавливаемых на стенд кубиков различно и может варьироваться в
зависимости от упражнения. Кубики устанавливаются по центру стенда, справа или слева
относительно центра стенда. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются
сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны
попеременно.
Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с
использованием стенда с кубиками, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную
технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве,
отталкивал мяч-маятник. Правильное выполнение упражнений со стендом с кубиками служит
залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики,
оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и
пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации,
темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания.
Упражнения:
1) оттолкнуть мяч на половину расстояния до стойки с мишенями, затем почти на
15

полное расстояние, но не задеть мишень, затем сбить любую мишень.
2) сбить мячом-маятником кубик(и), расположенные на стенде;
3) оттолкнуть мяч-маятник над кубиком посередине стенда;
4) оттолкнуть мяч-маятник над кубиком справа/слева от центра стенда;
5) оттолкнуть мяч-маятник над кубиками, заданными специалистом;
6) оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг всех кубиков,
расположенных на стенде;
7) оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг нескольких кубиков;
оттолкнуть мяч-маятник по дугообразно траектории, чередуя траектории;
8) оттолкнуть мяч-маятник слева/справа от кубика, заданного специалистом;
9) оттолкнуть мяч-маятник от себя поочередно правой и левой рукой - цель попадать от
простого к сложному: 1) в любые фигуры-мишени 2) во все фигуры-мишени поочередно 3)в
фигуру, цифру или цвет, который называет специалист 4) между заданными фигурами 5)
попадать в фигуры при обратном движении мяча (мяч посылается по дуге в обход фигур, и
должен сбивать мишени при обратном движении);
10) задания 1-9 проделать с цветной рейкой;
11) отбивать заданным цветом планки и попадать в заданную цифру/цвет/фигуру
мишени.
12) задания на простой счет (если ребенок знает сложение-вычитание до 10), специалист
называет арифметический пример, ребенок должен попасть мячом- маятником в мишень с
правильным ответом.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все
упражнения выполняются 15-30 раз.
Рекомендуется работать с мишенью только мячом-маятником (не бросать обычные мячи,
мешочки и другие предметы), т.к. при многократном падении стойки она может быть
повреждена.
Общее дополнение к упражнениям
Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, ему можно
предлагать словесные игры-упражнения. Сначала объясняем ребенку цель игры, затем
называем слово и бросаем мячик (мешочек, маятник), ребѐнок ловит мячик и изменяет слово
или подбирает слова, в зависимости от цели игры.
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей
старшего дошкольного возраста:
1) «Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков.
Например, слово «море» - глубокое, соленое, большое и т.д. Сколько требуется признаков столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ он
делает действие (кидает, отталкивает и т.д.).
2) «Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его
уменьшительноласкательно. Например, солнце - солнышко, трава - травка.
3) «Кто где живет?». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет.
Например, рыба - в реке, медведь - в лесу (берлоге) и т.п.
4) «Съедобное-несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать съедобное
это или несъедобное. Мяч - несъедобное, хлеб - съедобное.
5) «Продолжи перечисление». Ребенку перечисляется несколько слов, а он должен
продолжить перечисление по смыслу. Например, ложка, кружка, нож - вилка, тарелка
(посуда).
6) «Обобщи». Ребенку говорится несколько слов, а он должен их обобщить. Например,
солнце, облака, звезды - небо, трава, деревья, тропинка, звери - лес.
7) «Маленький - большой». Ребенку говорится слово, а он должен с помощью
суффиксов ик, ишк, ище сказать восходящую степень. Например, домик-дом-домище.
Называя новое слово можно отбивать мяч-маятник планкой новым цветом, подбрасывать
мешочки, бросать их взрослому.
16

Общая рекомендация: перед началом упражнений необходимо повести предварительную
оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих занятий. Такую
оценку может дать врач нейрофизиолог.
2.1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1. Приобретение необходимого реабилитационного оборудования и методических
пособий в полном объеме.
2. Создание системы проведения коррекционных занятий с целевой группой с
применением индивидуального курсовой программы на каждого ребенка.
3. Охват 100% детей, обратившихся за предоставлением данного вида услуг.
4. Реализация программных мероприятий на 100%.
5. Удовлетворенность участников программы совместной деятельностью на 100%
(Анкета – приложение 2).
6. Достижение положительного социального эффекта в результате проведенного
комплекса коррекционно-развивающих мероприятий не менее чем у 90% детей, привлеченных
к участию в программе.
7. Достижение поставленных задач в процессе реализации программы не менее чем на
100%.
III. ОРГАИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 квартал. Учитывая
требования СанПиН 1.2.3685-21 к приѐму детей в дошкольные организации, режиму дня и
учебным занятиям (занятия организуются в первую и вторую половину дня). Их
периодичность составляет 2 раза в неделю, продолжительностью 25- 30 минут.
Вид услуги

Количество
в неделю

Продолжительность
(в мин.)

Количество
в мес.
(в мин.)

25

Количество
часов в
неделю
(в мин.)
50

«Точка опоры»
дети 5-6 лет
«Точка опоры»
дети 6-7 лет

2
2

30

60

240

200

3.2. Годовой календарный учебный график

Количество
недель

1 полугодие

Зимние
каникулы

2 полугодие

17 недель

8 дней

21 неделя

Летние
каникулы для
всех детей
13 недель

3.3. Методическое обеспечение Программы.
Методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература.
Материалы из опыта работы:
- схемы упражнений;
- индивидуальный план занятий с ребенком;
- описание упражнений;
- фонотека.
Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
17

- балансировочная доска Баламетрикс;
- мешочки;
- палка с цветной разметкой и цифрами или ракетка для отбивания мяча на резинке;
- мячики на резинке;
- фитболы;
- напольная мишень с цифрами и тремя мячами или мишень со стрелами;
- разметка на полу или стене;
- кегли, банки, подушки, стаканчики на сбивание;
- набор из нескольких разных мячей.
3.4.
№
1.

Должность
Руководитель

2.

Психолог

Кадровое обеспечение Программы
Кол-во
1

2

Таблица 3.
Ответственность
Управление
программой,
организация
деятельности
специалистов
с
целью
обеспечения
эффективности
реализации
программы
Проведение
диагностики
психического
развития детей, проведение занятий

Психолого-педагогические условия для реализации программы: для успешной
реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся
следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, анкетирование.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления
и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в
проведении коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях.
Квалификация специалиста, реализующего программу: базовая, специалист должен
иметь образование логопеда (логопеда-дефектолога) или психолога, должен иметь
достаточный практический опыт и компетентность, выполнять возложенные должностные
обязанности качественно и в полном объѐме, а так же обладать профессионально значимыми
качествами: умением создавать условия для самореализации детей, педагогическим тактом,
творческими организаторскими способностями, умением наблюдать за детьми в процессе
деятельности, поисковой исследовательской деятельностью, способностью быстро и гибко
реагировать на различные, в том числе нестандартные ситуации, что позволит обеспечить
достижение поставленных педагогических задач.
Педагог играет огромную роль в правильном использовании методики мозжечковой
стимуляции. Главными его действиями считаются следующие:
 управление последовательностью, очередностью упражнений, которые выполняет
ребенок;
 строгое соблюдение техники безопасности при использовании оборудования;
 соблюдение правил присутствия на занятиях;
 соблюдение принципа «от простого к более сложному»: самые легкие задания,
постепенно продвигаясь к более сложным;
 подбор оптимального уровня по сложности с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка;
 дополнительная мотивация к выполнению заданий.
3.5. Материально-техническое обеспечение Программы
Перечень имеющегося оборудования
1.
Компьютер
2.

Сканер

18

3.

Доска балансировочная с комплектом дополнительного оборудования

4.

Интернет, электронная почта

Информационные:

Методические пособия и рекомендации, разработанные педагогом для родителей.

Памятки, буклеты для родителей.
3.6. Список литературы
Нормативные документы
1. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 (принята резолюцией 61/106
Генеральной
Ассамблеии
от
13.12.2006)
–
Режим
доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability - Загл. с экрана.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об
утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» –
Режим доступа: http://base.garant.ru/70727660/#ixzz4cmVQBkTz – Загл. с экрана.
3. Приказ Минпросвещения России от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Научная литература
8. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития
реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сб. ст. междунар. науч.-практ.
конф. 18–20 сентября 2014 г. / под науч. ред. В.Л. Рыскиной. – СПб., 2014.
9. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П.
Беспалько. - М.: НРПО МОРФ, 1995. - 336 с.
10.Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей. - М.:
Издательство МТУ, 1999.
11.Выготский, J1. С. Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский. - М.:
Педагогика, 1991. 420 с.
12.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка Текст./ А.И.
Захаров.- М., 1993. - 68с.
13. Миненкова И.Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с
тяжѐлыми и или множественными нарушениями Режим доступа: http://allrefs.net/c1/4arte/ (дата
обращения:20.12.2017)
14. Осипова, А. А. Общая психокоррекция Текст.: учеб. пособие для вузов / А. А.
Осипова. - М.: Сфера, 2000. - 509 с.
15. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы рискам Текст./
Л.Я. Олифиренко. - М.: Академия, 2002. - 209с.
16. Рыскина В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и
взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства
аутистического спектра /

19

Приложение 1
Общие правила применения оборудования
Занятия рекомендуется начинать с 4 лет. Необходимы регулярные занятия — 3-4 раза в
неделю. Примерно по 30 минут в день. Минимальный курс не менее 15 занятий.
1. При первичном освоении ребенком балансировочной доски необходимо придерживать
его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно встать на доску и удерживать на ней
равновесие.
2. Во избежание потери равновесия ребенком и падения с балансировочной доски,
месторасположение доски на полу, возможно менять только при отсутствии на ней ребенка!
3. Во избежание травмирующих ситуаций, необходимо препятствовать скольжению
балансировочной доски по поверхности пола. Желательно, чтобы доска располагалась на
прорезиненном коврике.
1. Вокруг балансировочной доски необходимо расположить маты, мягкие ковры — на
случай падения ребенка с нее.
2. Во избежание травмирующих ситуаций, рядом с балансировочной доской не должны
находиться предметы мебели, различные конструкции, окна, детские игрушки.
3. Для выполнения упражнений с сенсорными мешочками, а также закрепления мячамаятника. потолок в помещении должен располагаться на достаточной высоте.
4. Во избежание потери и порчи мячей-попрыгунчиков в помещении не должно быть
открытых окон, дверей, труднодоступных пространств.
5. Прыгать на балансировочной доске запрещено!
6. При выполнении упражнении на балансировочной доске сидя/лежа, дети нередко
держатся за края балансировочной доски. В этом случае, необходимо следить, чтобы ребенок не
травмировал свои пальцы при касании краев доски о поверхность пола под действием силы
тяжести.
7. При выполнении упражнений с мячом-маятником необходимо следить, чтобы он не
ударил ребенка.
8. При использовании балансировочного комплекса на занятиях с детьми необходимо
избегать травмирующих и опасных для здоровья ребенка ситуаций.
9. Не следует разрешать ребенку без присмотра специалиста выполнять упражнения с
балансировочным комплексом.
10. Во избежание порчи комплекса следить за его бережным использованием, руки и
стопы ребенка должны быть чистыми.
К занятиям с применением балансировочного комплекса применяются все существующие
правила проведения занятий с детьми.

Приложение 2
АНКЕТА
по анализу удовлетворенности качеством оказания услуг
Уважаемый родитель!
Мы хотим узнать, как Вы оцениваете качество работы
педагогов, которые предоставили услуги Вашему ребенку.
Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы.
Выберите один из вариантов на каждый вопрос.
При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат.
Пожалуйста, уделите немного Вашего времени, чтобы заполнить анкету.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
1.Удовлетворены ли Вы вежливым, доброжелательным и внимательным отношением педагогов?:






в полной мере
не в полной мере
не удовлетворены

затрудняюсь ответить
2. Удовлетворены ли Вы компетентностью педагогов?:






в полной мере
не в полной мере
не удовлетворены

затрудняюсь ответить
3. Удовлетворены ли Вы результатом, качеством и полнотой услуг?:






в полной мере
не в полной мере
не удовлетворены

затрудняюсь ответить
4. Удовлетворены ли Вы своевременным, полным и достаточным информированием о порядке работы, порядке
предоставления услуг?:






в полной мере
не в полной мере
не удовлетворены

затрудняюсь ответить
5.Удовлетворены ли Вы доступностью услуг?:






в полной мере
не в полной мере
не удовлетворены

затрудняюсь ответить
6. Посоветуете ли Вы родственникам и знакомым обратиться к нам?:





да
нет

затрудняюсь ответить
7.Ваши пожелания и предложения: ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения «___» _____________ 20__ г.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В НАШЕМ ОПРОСЕ!

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34643) 2-00-86, +7 (34643) 2-00-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».