Приложение 1 к приказу МАДОУ №15 «Югорка» от «30» августа 2023 года №272-О Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» на 2023-2024 учебный год 1. Пояснительная записка к учебному плану Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» (далее – Учреждение) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом специфики работы Учреждения, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативное обеспечение - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 года №08-249 «Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования»; ‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования); ‒ Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); - Постановление об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 сентября 2020г. №28 (зарегистрированном в Минюсте России от 18 декабря 2020г. №61573); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка»; - Лицензия на осуществление образовательной деятельности №2840 от 30.01.2017; - Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка»; - Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка». Режим работы Учреждения – пятидневная рабочая неделя с 7.00 до 19.00 часов, суббота и воскресенье, праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации – выходные дни. Длительность пребывания детей в Учреждении в течение дня – 12 часов. Учебный год в Учреждении начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. 2 В Учреждении функционируют 12 групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование групп Количество Группа общеразвивающей направленности для детей от 1 до 2 лет Группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет Группа комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет КВ ЗПР Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи Группа комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет КВ ЗПР Группа комбинированной направленности для детей от 6 до 7 лет КВ ТНР Группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР и ЗПР итого 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 12 Задачи: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые); 4) признание ребѐнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОО с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учет этнокультурной ситуации развития детей. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста во всех возрастных группах базируется на Образовательной программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» и на Адаптированной образовательной программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка». 3 Содержание учебного плана включает совокупность образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и может реализовываться в различных видах деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности каждой группы, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплекснотематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. В Учреждении календарно – тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов детских деятельностей вокруг единой «темы». В основу реализации принципа положен «событийный принцип»: календарь праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч, а также сезонности. Продолжительность организованной образовательной деятельности (ООД): в группе для детей от 1 до 2 лет – 8 мин.; в группе для детей от 2 до 3 лет – 10 мин.; в группе для детей от 3 до 4 лет – 15 мин.; в группе для детей от 4 до 5 лет – 20 мин.; в группе для детей от 5 до 6 лет – 25 мин.; в группе для детей от 6 до 7 лет – 30 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутки. Недельная образовательная нагрузка: для детей от 1 до 2 лет – 80 мин. (10 игр-занятий); для детей от 2 до 3 лет – 100 мин. (10 ООД); для детей от 3 до 4 лет – 150 мин. (10 ООД); для детей от 4 до 5 лет – 200 мин. (10 ООД); для детей от 5 до 6 лет комбинированной направленности – 350 мин. (14 ООД); для детей от 5 до 6 лет с ТНР – 375 мин. (15 ООД); для детей от 6 до 7 лет с комбинированной направленности – 420 мин. (14 ООД) для детей от 6 до 7 лет с ТНР – 450 мин. (15 ООД); для детей от 6 до 7 лет с ЗПР – 450 мин. (15 ООД) 4 Максимально допустимый объем недельной нагрузки воспитанников соответствует нормативам, обозначенным в СанПиН 1.2.3685-21. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет дополнительные занятия по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи организует учитель - логопед. В группе компенсирующей и комбинированной направленности для детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития занятия по развитию речи, ФЭМП и ознакомлению с окружающим с детьми с задержкой психического развития организует учитель - дефектолог. Дети в возрасте 1года – 2 лет объединяют по 4-5 человек в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут. Организованная образовательная деятельность педагога-психолога не входит в учебный план, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов всех возрастных групп. Время, отведенное на организованную образовательную деятельность, и состав групп определяется по потребности. Организованная образовательная деятельность проводится малыми подгруппами или индивидуально и выводится за пределы учебного плана. Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных и на основе сходства проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок (2 - 5 месяцев), предусмотренный разработанной программой психологической коррекции. Организованная образовательная деятельность педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации, проводится согласно плана педагога – психолога 2 раза в неделю. Во всех группах Учреждения, в целях снятия перегрузки, предупреждения утомления и оптимизации двигательного режима один раз в неделю планируется образовательная деятельность по физической культуре на улице. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. В этот период воспитателем организуется индивидуальная образовательная деятельность с детьми с привлечением педагога-психолога, проводятся диагностические срезы. При подведении итогов по окончании учебного года (с 15 по 31 мая) также проводится психолого-педагогическая диагностика по результатам развития ребѐнка. В середине года (конец декабря) для всех воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят организованную образовательную деятельность эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития дополнительно организуются недельные каникулы (первая неделя ноября и первая неделя февраля). 5 2. Учебный план на 2023-2024 учебный год Учебный план группы общеразвивающей направленности для детей от 1 года до 2 лет № п/п 1. 2. Образовательная область Колич. Продол Количест занятий житель во часов в в ность в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Познавательное развитие ООД (игра-занятие) Окружающий мир 1 8 16 Природа 1 8 8 Сенсорика 1 8 8 3. Речевое развитие Речевое развитие 2 8 16 4. Художественноэстетическое развитие Рисование 1 8 8 Музыка 2 8 16 Физкультура (в помещении) 2 8 16 8 80 5. Физическое развитие 10 6 Учебный план группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет № п/п 1. 2. 3. Образовательная область Колич. Продол Количест занятий житель во часов в в ность в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Сенсорные эталоны и Образовательная деятельность Познавательное познавательные действия в ходе режимных моментов развитие как самостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми Окружающий мир / природа 1 10 10 Речевое развитие ООД Математика 1 10 10 Речевое развитие 1 10 10 Интерес к художественной литературе 4. 5. Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Ежедневно в свободное время Рисование 1 10 10 Лепка 1 10 10 Музыка 2 10 20 Физкультура (в помещении) 3 10 30 10 10 100 7 Учебный план группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет № п/п 1. 3. Образовательная область Колич. Продол Количест занятий житель во часов в в ность в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Математика 1 15 15 Речевое развитие ООД Окружающий мир / природа 1 15 15 Речевое развитие 1 15 15 Интерес к художественной литературе 4. Художественноэстетическое развитие Музыка 2 15 30 Рисование 1 15 15 1 (череду ются) 3 15 15 15 45 10 15 150 Лепка/ Аппликация 5. Физическое развитие Ежедневно в свободное время Физкультура (в помещении) 8 Учебный план группа общеразвивающей (комбинированной) направленности для детей от 4 до 5 лет № п/п 1. 3. Образовательная область Колич. Продол Количество занятий житель часов в в ность в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Речевое развитие ООД Математика 1 20 20 Окружающий мир/ природа 1 20 20 Речевое развитие 1 20 20 Интерес к художественной литературе 4. Художественноэстетическое развитие Рисование Лепка/ Аппликация Музыка 5. Физическое развитие Физкультура (в помещении) Ежедневно в свободное время 1 20 20 1 (череду ются) 2 20 20 20 40 3 20 60 10 20 200 9 Учебный план группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи № п/п 1. 2. 3. Образовательная область Колич. Продол Количество занятий жительн часов в в ость в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие ООД Математика 1 25 25 Окружающий мир 1 25 25 Речевое развитие 1 25 25 Интерес к художественной литературе 4. Художественноэстетическое развитие Музыка 2 25 50 Рисование 1 25 25 1 (чередую тся) 1 25 25 25 25 Физкультура (в помещении) 2 25 50 Физкультура (на прогулке) 1 25 25 3 25 75 1 25 25 15 25 375 Лепка/ Аппликация Ручной труд 5. Физическое развитие Ежедневно в свободное время 1. Речевое развитие Вариативная часть Развитие речи 2. Физическое развитие Физкультура (занятия в бассейне) 10 Учебный план группа комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет № п/п 1. 2. 3. Образовательная область Колич. Продол Количество занятий житель часов в в ность в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Математика 1 25 25 Познавательное развитие Окружающий мир 1 25 25 Речевое развитие ООД Природа 1 25 25 Речевое развитие 2 25 50 Интерес к художественной литературе 4. Художественноэстетическое развитие Музыка 2 25 50 Рисование 1 25 25 1 (череду ются) 1 25 25 25 25 Физкультура (в помещении) 2 25 50 Физкультура (на прогулке) 1 25 25 Вариативная часть Физкультура (занятия в бассейне) 1 25 25 Лепка/ Аппликация Ручной труд 5. 1. Физическое развитие Физическое развитие Ежедневно в свободное время 14 25 350 11 Учебный план группы комбинированной направленности для детей от 6 до 7 лет № п/п 1. 2. 3. Образовательная область Колич. Продол Количество занятий жительн часов в в ость в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Математика 2 30 60 Познавательное развитие Окружающий мир/ природа 1 30 30 Речевое развитие ООД Речевое развитие Интерес к художественной литературе 4. Художественноэстетическое развитие 1. Физическое развитие 60 Ежедневно в свободное время 2 30 60 Рисование 1 30 30 1 (череду ются) 1 30 30 30 30 Физкультура (в помещении) 2 30 60 Физкультура (на прогулке) 1 30 30 Вариативная часть Физкультура (занятия в бассейне) 1 30 30 Ручной труд Физическое развитие 30 Музыка Лепка/ Аппликация 5. 2 14 30 420 12 Учебный план группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи № п/п 1. 2. 3. 4. Образовательная область Колич. Продол Количество занятий жительн часов в в ость в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Математика 2 30 60 Познавательное развитие Окружающий мир 1 30 30 Речевое развитие Художественноэстетическое развитие ООД Речевое развитие Интерес к художественной литературе Музыка Физическое развитие 30 30 Ежедневно в свободное время 2 30 60 30 30 30 30 Физкультура (в помещении) 1 (череду ются) 1 (череду ются) 2 30 60 Физкультура (на прогулке) 1 30 30 3 30 90 1 30 30 Рисование /Ручной труд Лепка/ Аппликация 5. 1 1. Речевое развитие Вариативная часть Развитие речи 2. Физическое развитие Физкультура (занятия в бассейне) 15 30 450 13 Учебный план группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития № п/п 1. 2. 3. Образовательная область Колич. Продол Количество НОД житель часов в в ность в неделю неделю мин. (в мин.) Базовый компонент (инвариативная часть) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов как Социальносамостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие ООД Математика 2 30 60 Окружающий мир 1 30 30 Речевое развитие 3 30 90 Интерес к художественной литературе 4. Художественноэстетическое развитие Музыка 2 30 60 Рисование 1 30 30 1 (череду ются) 1 30 30 30 30 Физкультура (в помещении) 2 30 60 Физкультура (на прогулке) 1 30 30 Вариативная часть Физкультура (занятия в бассейне) 1 30 30 Лепка/ Аппликация Ручной труд 5. 1. Физическое развитие Физическое развитие Ежедневно в свободное время 15 30 450 14