Приложение 2 к приказу МАДОУ №15 «Югорка» от 02.02.2017 №24-О с изменениями приказ МАДОУ №15 «Югорка» от 25.02.2021 №68-О Положение о контрольной деятельности в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №15 «Югорка» 2021 1. Общие положения 1.1.Положение о контрольной деятельности разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» (далее - Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом Учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Учреждении. 1.2.Контрольная деятельность - главный источник информации для получения объективной информации для анализа состояния Учреждения, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса. Под контрольной деятельностью понимается проведение директором Учреждения и его заместителями и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и иных нормативных актов РФ, Ханты-Мансийского автономного округа Югры, органов местного самоуправления, Учредителя Учреждения в области дошкольного образования, защиты прав детей, выполнения локальных документов. 1.3.Контрольная деятельность - это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность. Контрольная деятельность способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. 1.4.Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются Конституцией РФ, законодательством в области образования, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными Министерством образования России, органом управления образованием ХантыМансийского автономного округа - Югры, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, должностными инструкциями. 1.5.Целями контрольной деятельности являются: - выполнение Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - совершенствование деятельности Учреждения; - улучшение качества образования и условий образовательного процесса; - повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения. 1.6.Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся директором Учреждения. 1.7.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. Основные задачи контрольной деятельности 2.1.Основными задачами контрольной деятельности являются: - контроль исполнения законодательства РФ, реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования; - выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения, принятие мер по их пресечению; - анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; - защита прав и свобод участников образовательного процесса; - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; - изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; - совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат; - контроль реализации образовательных программ, соблюдения Устава и иных локальных актов Учреждения; - анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в Учреждении; - оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля; - контроль за соблюдением работниками санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству, содержанию и организации режима работы Учреждения; - анализ результатов исполнения приказов по Учреждению. 3. Функции контрольной деятельности 3.1.Директор, заместитель директора, старший воспитатель, педагогические и иные работники, назначенные приказом директора Учреждения, приказом Учредителя для контрольной деятельности, руководствуются системным подходом, который предполагает: - постоянство контроля, его осуществление по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам; - охват всех направлений деятельности Учреждения; - широкое привлечение членов педагогического коллектива; - серьезную теоретическую и методическую подготовку; - установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса; - комплексное использование форм и методов контрольной деятельности в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе; - соблюдение последовательности контроля. 3.2.Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. 3.2.1.Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом (планом-графиком), который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в Учреждении проверок и доводится до членов коллектива в начале учебного года. 3.2.2.Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. 3.2.3.Контрольная деятельность в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). 3.2.4.Контрольная деятельность в виде административной работы осуществляется директором Учреждения для проверки качества воспитания и образования детей с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат. 3.3. Контрольная деятельность в Учреждении имеет несколько видов: - текущая — непосредственное наблюдение за педагогическим процессом и соблюдением работниками санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству, содержанию и организации режима работы Учреждения; - итоговая — изучение результатов работы Учреждения, педагогических работников за полугодие, учебный год. 3.4.По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений). 3.4.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на основании анализа работы Учреждения по итогам предыдущего учебного года. В ходе тематического контроля: - проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); - анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми, родителями, режимные моменты, документация. 3.4.2.Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля, проверяющий изучает: - уровень знаний педагога в области современных достижений психологической и педагогической науки, его профессиональное мастерство; - уровень овладения педагогом новыми образовательными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; - результаты работы педагога и пути их достижения; - способы повышения профессиональной квалификации педагога. 3.4.3.Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе. 4. Организация управления контрольной деятельностью 4.1.Контрольную деятельность в Учреждении осуществляют директор, заместитель директора, старший воспитатель, педагогические и иные работники, назначенные директором. 4.2.Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы Учреждения. 4.3.Директор издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля. 4.4.План-задание предстоящего контроля составляется заместителем директора. Планзадание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа. 4.5.Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции директора Учреждения. 4.6.Основания для контрольной деятельности: - заявление педагогического работника на аттестацию; - план-график контроля; - задание руководства Учредителя - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования - оперативный контроль. 4.7.Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5-10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий. 4.8.План-график контроля в Учреждении разрабатывается и доводится до сведения работников в начале нового учебного года. 4.9.Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. 4.10.При обнаружении в ходе контрольной деятельности нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается директору Учреждения. 4.11.При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля. 4.12.При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, трудовой дисциплины работниками Учреждения. 4.13.Результаты контрольной деятельности оформляются в виде: - аналитической справки; - справки о результатах контроля; - доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и др. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. 4.14.Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников Учреждения в течение 10 дней с момента завершения проверки. 4.15.Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или директор Учреждения. 4.16.По итогам контроля, в зависимости от его формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел: - проводятся заседания педагогического совета, производственные заседания, рабочие совещания с педагогическим составом; - сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения; - результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии. 4.17.Директор Учреждения по результатам контроля принимает следующие решения: - об издании соответствующего приказа; - об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; - о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов); - о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников; - о поощрении работников и др. 4.18.О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 5. Права участников контрольной деятельности 5.1.При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право: - знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога; - изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов; - проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; - организовывать социологические, психологические, педагогические исследования; - делать выводы и принимать управленческие решения. 5.2.Проверяемый педагогический работник имеет право: - знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; - знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; - своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих; - обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 6. Взаимосвязи с другими органами самоуправления 6.1.Результаты контрольной деятельности могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления Учреждения: педагогический совет, заседание при директоре, общее собрание, родительский комитет. 6.2.Органы самоуправления Учреждения могут выйти с предложением к директору о проведении контрольной деятельности по возникшим вопросам. 7. Ответственность 7.1.Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Учреждении, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля. 8. Делопроизводство 8.1.Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы: - вид контроля; - форма контроля; - тема проверки; - цель проверки; - сроки проверки; - состав комиссии; - результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.); - положительный опыт; - недостатки; - выводы; - предложения и рекомендации; - подписи членов комиссии; - подписи проверяемых. 8.2.По результатам контроля директор Учреждения издает приказ, в котором указываются: - вид контроля; - форма контроля; - тема проверки; - цель проверки; - сроки проверки; - состав комиссии; - результаты проверки; - решение по результатам проверки; - назначаются ответственные лица по исполнению решения; - указываются сроки устранения недостатков; - указываются сроки проведения повторного контроля; - поощрение и наказание работников по результатам контроля. 8.3.По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости - готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, педагогический совет, общее собрание.