Приложение 8 к приказу МАДОУ №15 «Югорка» от 08.02.2017 №59-О с изменениями приказ МАДОУ №15 «Югорка» от 25.02.2021 №68-О Положение о кабинете педагога-психолога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» 2021 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение, регламентирующее деятельность работы кабинета педагогапсихолога в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №15 «Югорка» (далее – Учреждение), разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», - ФЗ от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации», - приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28, - Уставом Учреждения. 1.2. Кабинет является рабочим местом педагога-психолога. 1.3. Кабинет необходим для реализации основных направлений деятельности психологической службы. 1.4. Кабинет организован с целью создания условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. 1.5. Основными задачами работы кабинета педагога-психолога являются: - развитие и коррекция личностных качеств детей на каждом возрастном этапе; - обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения. 1.6. Кабинет педагога-психолога функционирует с учетом специфики Учреждения в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к организации образовательного процесса. 1.7. Кабинет педагога-психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической помощи детям, их родителям (законным представителям) и педагогам Учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации. 1.8. Специализация кабинета педагога-психолога состоит в том, что он ориентирован на организацию работы педагога-психолога в трех направлениях: - помощь воспитанникам Учреждения в обычных условиях; - помощь детям и их родителям (законным представителям); - помощь детям с проблемами в развитии. Адекватность и полноценность функционирования кабинета педагога-психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование. 1.9. Контингент обслуживаемых детей кабинета - воспитанники Учреждения в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере. 1.10. Задачи и специфика работы кабинета педагога-психолога определяют целесообразность создания его на базе Учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми Учреждения, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов. 1.11. Оборудование кабинета должно отвечать СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28 охраны труда и здоровья всех участников образовательного процесса. 2. Педагог – психолог 2.1. На должность педагога-психолога Учреждения назначается специалист с базовым психологическим образованием, а так же лицо, имеющее высшее образование и прошедшее специальную переподготовку в области детской практической психологии. 2.2. Педагог-психолог активно содействует формированию личностного и интеллектуального потенциала детей. 2.3. Оказывает психологическую помощь педагогическому коллективу и родителям (законным представителям) в воспитательно-образовательном процессе. 2.4. Информирует педагогический совет Учреждения о задачах и специфике коррекционно-развивающей работы. 2.5. Составляет ежегодный отчёт по схеме, отражающей данные о результатах коррекционной работы, и предоставляет его администрации Учреждения. 2.6. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Функциональные задачи кабинета педагога-психолога 3.1. Основными задачами работы кабинета являются: - реализация поставленных профессиональных целей и задач психологической службы; - обеспечение комфортного взаимодействия воспитанников и педагогов с педагогомпсихологом; - повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционноразвивающей работы. 3.2. При организации кабинета необходимо предусмотреть возможность использования групповых комнат и рекреационных помещений Учреждения для проведения различных видов психологической деятельности. 4. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога-психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы, прежде всего ребенка. Позиция «ребенок, прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение. 4.1. Психологическое обеспечение. Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благополучия для ребенка: - грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом Учреждения, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых; - создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения с взрослыми и сверстниками; - максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»); - развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности). 4.2. Методическое обеспечение. Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным является: - быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме; - необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента; - выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки - экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий; - эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции (ауди-визуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением). 4.3. Организационно обеспечение. Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе методических материалов, документации и реклам. 4.4. Технические средства (при условии наличия): - система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; - система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; - компьютер; 4.5. Методические материалы: - кейс практического психолога (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития); - набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.); - набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей); - библиотека педагога-психолога. 4.6. Обязательные условия. 4.6.1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм: - чистота кабинета; - исправная мебель; - озеленение; - наличие системы проветривания 4.6.2. Соблюдение техники безопасности, наличие инструкций по технике безопасности. 4.6.3. Наличие правил поведения в кабинете. 5. Организационные зоны кабинета педагога – психолога 5.1. Зона взаимодействия с воспитанниками содержит: - материалы к диагностико – коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников; - материал для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши, краски, пластилин и др.); - предметы для осуществления сюжетно – ролевых игр (маски, костюмы и т.д.); - наборы геометрических форм, мозаик, конструкторов; - ковер, подушки, мягкие игрушки; - столы, стулья. 5.2. Зона взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) для формального и неформального общения содержит: - анкетные бланки, бланки опросников, печатный материал; - литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений; - литературу по проблемам познавательного, личностно – эмоционального развития воспитанников, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.; - информационные материалы о смежных специалистах (учитель-логопед, психиатр, психоневролог) и специализированных детских учреждениях (центры, больницы, поликлиники); - распечатка с играми и упражнениями для занятий с воспитанниками в домашних условиях и в Учреждении; - магнитофон, кассеты; - мягкий диван или кресла, стулья. 5.3. Зона организационно – методической деятельности содержит: - документацию (нормативную, специальную, организационно – методическую); - литературу и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и профессиональной компетентности; - программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно – диагностической деятельности; - письменный стол, стул; - компьютерный комплекс. 6. Оформление кабинета педагога-психолога 6.1. Для обеспечения нормальных условий работы педагога-психолога отводят помещение с учетом следующих требований: - пропорционально спланированное, и отвечающее возможности оборудования необходимых профессиональных зон; - хорошо освещенное, с достаточно высоким уровнем звукоизоляции; - цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими; - отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой работы педагога-психолога 7. Документация кабинета психологического сопровождения. 7.1. Нормативно-инструктивная документация, законодательство Российской Федерации. 7.2. Индивидуальные карты психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе. 7.3. Журнал регистрации посещаемости и учета коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий по возрастным группам. 7.4 Журнал обращения родителей (законных представителей). 7.5 Мониторинг отслеживания диагностического обследования детей, педагогов, родителей (законных представителей). 7.6.План работы с педагогами и родителями (законными представителями). 7.7. График работы. 7.8. Расписание занятий (на каждый месяц). 7.9. Материалы для работы с родителями. 8. Организация управления 8.1. Непосредственное руководство работой кабинета психологического сопровождения осуществляется администрацией Учреждения.