Приложение к приказу МАДОУ №15 «Югорка» от 02.02.2017 №26-О Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» 2017 1. Общие положения 1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» (далее – Учреждение) создается в соответствии с «Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ППк) образовательного учреждения»). 1.2. ППк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и другими законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в Учреждении, договором между Учреждением и родителями (законными представителями) детей (воспитанников), настоящим Положением. 1.3. Общее руководство работой ППк возлагается на директора Учреждения. 1.4. ППк создается с целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медикопедагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей. 2. Цели и задачи ППк 2.1. Целями деятельности ППк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках дошкольного образовательного процесса. 2.2. Задачами ППк являются: своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников; выявление резервных возможностей развития детей; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в Учреждении возможностей; разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей; консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния; организация взаимодействия педагогов и специалистов Учреждения, участвующих в деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка. 3. Основные функции ППк 3.1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в Учреждении. 3.2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. 3.3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса. 3.4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. 4. Структура и организация деятельности ППк 4.1. ППк создается приказом заведующего Учреждения. 4.2. В состав ППк входят: директор Учреждения; заместитель директора курирующий воспитательно-образовательную работу; педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог; медицинский работник (по согласованию); педагоги, работающие с детьми. При отсутствии специалистов в Учреждении они могут привлекаться к работе ППк на договорной основе. 4.3. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с реальным запросом на обследование детей. 4.4. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или работников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между Учреждением и родителями воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде. 4.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника. 4.6. При обсуждении на ППк должны быть представлены следующие документы: педагогическое представление, в котором отражены проблемы, возникающие у педагога и (или) воспитателя, работающих с ребенком; выписка из истории развития воспитанника; представление педагога-психолога, учителя-логопеда по установленной форме. 4.7. На основании полученных данных, их коллегиального обсуждения и анализа на заседании ППк составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с ребенком. 4.8. Изменение условий получения дошкольного образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется на основе заключения ПМПк и заявления родителей (законных представителей). 4.9. В апреле — мае ППк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа Учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок. 4.10. При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных или спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обращаться в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). 4.11. В ходе деятельности ППк оформляется следующая документация: годовой план и график плановых заседаний ППк; согласие родителей (законных представителей); журнал записи детей на ППк; журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ППк; карта динамического наблюдения; психологическое представление на ребенка; представление учителя – логопеда на ребенка; представление воспитателя на ребенка; выписка из медицинской карты ребенка; коллегиальное заключение психолого – медико – педагогического консилиума; Папка развития воспитанника; договор о взаимодействии городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогическим консилиумом МАДОУ №15 «Югорка»; протокол заседания ПМПк. 5. Порядок подготовки и проведения ППк 5.1. ППк работает по плану, составленному на учебный год. Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 5.2. Плановые ППк проводятся не реже 1 раза в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. 5.3. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей; выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей; динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы. 5.4. Внеплановые заседания ППк собираются по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение или внеурочную работу с конкретным ребенком, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка. 5.5. Задачами внепланового ППк являются: решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности. 5.6. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с воспитанником решением ППк назначается ведущий специалист. 5.7. Решением консилиума ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение. В функциональные обязанности ведущего специалиста входят индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий и координация работы других специалистов. 5.8. Подготовка и проведение ППк: Обсуждение ребенка на консилиуме планируется не позднее двух недель до даты его проведения. Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Ведущий специалист обсуждаемого ребенка по согласованию с председателем ПМПк составляет список специалистов, участвующих в консилиуме. Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения ППк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума. На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта динамического наблюдения, содержащая направления работы с воспитанником, динамику коррекционно-развивающей работы и рекомендации специалиста. Карта хранится вместе с документацией ПМПк у председателя консилиума в месте, исключающем возможность ознакомления с ее содержанием посторонних лиц. 5.9. Порядок проведения ППк: ППк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие — заместителя председателя. На заседании ППк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной коррекционной помощи с рекомендациями специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк, предложенные рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей). При направлении ребенка на ТПМПК выписка из протокола ППк и другие документы передаются представителем ППк лично. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ППк могут направляться только по официальному запросу. Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения. Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума. 6. Права и обязанности специалистов ППк 6.1. Специалисты ППк имеют право: самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности; обращаться к педагогическим работникам, администрации Учреждения, родителям (законным представителям) воспитанников для координации коррекционно-развивающей работы с детьми; проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические); требовать от администрации Учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и методической документацией; получать от заведующего Учреждением сведения информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами; обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные (коррекционные) учреждения, привлекать к работе ППк специалистов ТПМПК; вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний; обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т. д. 6.2. Специалисты ППк обязаны: рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции; в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации; принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью (в т.ч. психическому), чести и достоинству воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников; оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу дошкольного учреждения, всем участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку; участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми; осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия; готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанников для представления на ТПМПК. 7. Ответственность специалистов ППк Специалисты ППк несут ответственность: за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы; обоснованность рекомендаций; конфиденциальность полученной при обследовании информации; соблюдение прав и свобод личности ребенка; ведение документации и ее сохранность.